Джняна-йога – путь мудрости и знания

Джняна-йога

Практика йоги может привести вас на путь достижения физического и психического благополучия, в то время как на языке Писаний конечной целью является просветление. Асаны, пранаяма и мудры — это способ направить прану в нужное русло, что способствует пониманию истинной мудрости и знания. С помощью йоги вы также можете уменьшить свои страдания и обрести удовлетворенность, счастье, ясность ума и покой.

Йога прошла несколько стадий совершенствования, после чего были сформулированы четыре пути йоги:

  • Карма-йога – самообслуживание,
  • Бхакти-йога – преданность,
  • Раджа-йога – медитация,
  • Джняна-йога – самопознание.

В этой статье мы поговорим о Джняна-йоге — пути знания и мудрости.

Что такое Джняна-йога

Джняна-йога

Джняна в буквальном смысле означает «знание». Посредством Джняна-йоги йог стремится достичь конечной цели, приобретая знания из Писаний и опыт реальной жизни.

Считается, что это самый трудный путь к достижению самореализации, потому что от джняна-йога требуется интенсивная духовная практика и дисциплина. С помощью медитации, самоисследования и созерцания йог может обрести мудрость об истинной реальности своего «я» и освободиться от Майи (иллюзий).

Джняна-йогу также называют йогой интеллекта, поскольку, благодаря знанию Священных писаний и самообучению, человек может объединить Атман (внутреннее «я») с Брахманом (высшей реальностью). С помощью техник самоисследования, осознанного озарения и размышления, определенных в Четырех столпах знания, она требует от разума выхода за пределы познания и поиска абсолютной истины.

Философские корни

Джняна-йога уходит своими корнями в Бхагавад-гиту и Упанишады. Гита определяет Джняна-йогу как путь к самореализации, а Упанишады подчеркивают осознание единства собственного “я” с Богом. Кроме того, Бхагавад-Гита выделяет Джняна-йогу как недуалистическую традицию философии Адвайта-веданты. Слово “адвайта” означает “недвойственный”, а “веданта” — “ведическое знание”.

Согласно этой философии, знание, приобретенное с помощью Четырех столпов, принесет понимание того, что внутреннее «я» не отделимо от высшей реальности. Это освобождение от иллюзии дуализма положит конец всем вашим страданиям.

Более того, концепция Джняны-йоги была распространена древнеиндийским философом Ади Шанкарачарьей, который объединил Адвайта-веданту около 700 г. до н.э. Согласно его пониманию, йогам необходимо было полностью отречься от мира, чтобы освободиться от Майи и достичь самореализации.

Концепция Брахмана в Джняна-йоге

Брахман, как указывается в Джняна-йоге, является абсолютом, высшей реальностью, то есть Сатом. Концепция пространства, времени и причинности неизменна, у нее нет начала и конца. Брахман бесконечен, и это то, что наш обычный ум не может постичь.

Брахман

Это высший универсальный принцип, который вездесущ, что означает, что он присутствует во всем. Согласно Адвайта-веданте, Брахман — это высшая истина, которая связывает все во вселенной воедино. Эта концепция учит нас, что все люди духовно едины, независимо от касты, этнической принадлежности, расы или национальности.

Майя (иллюзия), которая скрывается внутри эго, ума и тела, является первопричиной всех страданий, и это то, что отделяет нас от познания Брахмана. Практика Джняна-йоги поможет установить связь с Брахманом путем искоренения эго и освобождения от мирских желаний. Ученик сможет выйти за пределы этой иллюзии и ощутить сдвиг в своих взглядах и осознании.

Четыре столпа Джняна-йоги

Прежде чем отправиться в путь к самореализации, вы должны следовать Садхане Чатуштайя или Четырем столпам знания. Эти шаги следует практиковать последовательно, поскольку они выстраиваются друг над другом. Эти Столпы обеспечат духовное прозрение и понимание, а также помогут уменьшить страдания и неудовлетворенность в жизни.

Вивека

1 Вивека

Это санскритское слово означает различение и проницательность. Человек должен постоянно и намеренно прилагать интеллектуальные усилия, чтобы различать «Я» и «не-Я» — реальное и нереальное. Постоянное общение со святыми и непрерывное изучение ведической литературы может помочь вам развить Вивеку в максимальной степени.

Вайрагья

2 Вайрагья

Означает отрешенность и бесстрастность. Джняна-йог не должен быть привязан к удовольствиям мира и небес. Однако это не означает, что вы должны оставить все и жить уединенной жизнью в Гималаях. Вы должны мысленно отстраниться от мирских владений, выполняя свои обязанности. Длительная Вайрагья может быть достигнута с успешной Вивекой.

3 Шатсампат

Включает 6 ментальных практик для уравновешивания ума и призыва к дисциплине.

  • Сама – безмятежность, или спокойствие ума, достигаемое уменьшением любых желаний.
  • Дама – ограничение контроля над чувствами, чтобы использовать их в качестве инструментов ума.
  • Упарати – естественное отречение, или отказ от любой деятельности, кроме своего долга или Дхармы, которое будет достигнуто после Вивеки, Вайрагьи, Сама и Дама.
Шатсампат
  • Титикша – терпение или выносливость в крайних противоположных состояниях, таких как жар и холод, удовольствие и боль и т.д.
  • Шраддха – вера в учение гуру, Священные писания и самого себя, основанная на рассуждениях, опыте и доказательствах.
  • Самадхана – сосредоточение ума на Брахмане или «Я». Ученик обретет больший душевный покой и внутреннюю силу, практикуя вышеупомянутые 5 добродетелей.
Мумукшутва

4 Мумукшутва

Означает стремление, сильное желание освобождения от круговерти рождения и смерти, страданий, печалей, заблуждений, старости и болезней. Если ученик успешно практиковал Вивеку, Вайрагью, Шатсампату, Мумукшутва легко придет к нему. Когда человек достигает чистоты сердца и ума наряду с дисциплиной, стремление к освобождению возникает само собой.

Необязательно овладевать одним Столпом, чтобы перейти к следующему, однако вы должны почувствовать себя готовыми, прежде чем двигаться вперед.

Как практиковать Джняна-йогу

Считается, что пойти по пути Джняна-йоги могут люди с чистым сердцем, открытым и рациональным умом и острым интеллектом. Чтобы встать на этот путь, человек должен сначала практиковать Карма-йогу и Бхакти-йогу, чтобы подготовить сердце и ум к получению Знания. Рекомендуется практиковать Джняна-йогу под руководством высококвалифицированного гуру, чтобы точно отслеживать свой прогресс.

Как только вы успешно завершите практику Четырех столпов знания, вы будете готовы практиковать Джняна-йогу в ее сущности. Эти практики также изложены в Упанишадах, а именно:

Джняна-йога

Шравана. Слушание, или переживание ведических знаний и литературы Упанишад с помощью гуру. Здесь Учитель передает все свои знания и философию недуализма своим ученикам через различные аналогии и истории. Ученик также изучает Упанишады, чтобы усвоить знания и понять концепции Атмана и Брахмана.

Манана. После того как ученики получили все знания, они должны их осмыслить. Ученики должны размышлять и соблюдать учения, полученные от гуру, и делать выводы. Они должны думать над концепцией недуализма и понимать ее тонкости.

Нидидхьясана. Последняя практика — медитация. Ученик выполняет постоянную и глубокую медитацию на Брахман, что в конечном итоге приводит к расширению Истины. Через медитацию и размышление над первичными мантрами Упанишад Ученик может достичь единства мысли и действия.

Читайте также: Медитация для увеличения IQ (интеллекта) и улучшения работы головного мозга

Ступени Джняна-йоги

Свами Шивананда описал 7 ступеней, которые проходит джняна-йог, известных как Джняна-бхумика. Это дорожная карта, с помощью которой йогин может оценить свой прогресс и двигаться по пути самореализации.

7 ступеней Джняна-йоги включают в себя:

Ступени Джняна-йоги

1. Субхекча (благое желание). Первая ступень будет достигнута после интенсивной шраваны и совершения праведных действий без ожидания благодарности. Благодаря этому ум очистится от любой предвзятости, и в нем воцарится свобода от того, что транслируют ему органы чувств. Этот этап можно назвать фундаментом для следующих двух.
2. Вичарана (философское исследование). Ступень постоянных вопросов, размышления и созерцания принципов недуализма.
3. Тануманаси (тонкость ума). Этот этап также называется Асанга Бхавана, поскольку здесь ум освобождается от любых влечений. Предполагается, что все знания, переданные Учителем, Ученик понял, и его ум стал тонким, как нить (Tanu означает «нить»). Если йог умирает на этой стадии, он надолго задерживается на небесах и перерождается в джняни.

Путь

4. Саттвапатти (достижение света). Здесь мир предстанет сном, и йог будет смотреть на вещи вселенной беспристрастно.
5. Асамсакти (внутренняя отрешенность). На этой ступени любые остатки желаний полностью исчезают. Нет никакой разницы между бодрствованием и сном, и йог переживает Ананда Сварупа (вечное блаженство Брахмана).
6. Падартха Бхавана (духовная свобода). На этой стадии йог начинает понимать Истину и Брахман (конечную реальность).
7. Туриятита (высшая свобода). Последняя ступень, на которой Ученик добивается Мокши (освобождения, просветления). Йог достигает состояния сверхсознания и Видехамукти (освобождения от тела).

Заключение

Джняна-йога не похожа ни на одну другую физическую йогу, поскольку она предполагает психологическое освобождение через получение знаний, размышление и самоисследование, а также медитацию.

Это сложная и трудная форма йоги, которая требует от человека с чистым сердцем и умом идти по пути самореализации. Для достижения самореализации человеку может потребоваться вся жизнь, а иногда он может достичь ее всего за несколько лет практики. Однако это не означает, что вы должны отчаиваться.

Даже если вы не стремитесь к полному освобождению, путь Джняна-йоги даст вам значительные духовные прозрения и откроет ваш разум для постижения Истины.

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter.