Падмасамбхава – основатель тантрического буддизма в Тибете, родившийся в лотосе

Падмасамбхава

Падмасамбхава, или Гуру Ринпоче – тантрический йогин, великий мистик, махасиддх, считающийся основоположником тантрического направления Ваджраяны и основателем тантрического буддизма в Тибете. К заслугам Гуру также приписывают создание Камы – линии передачи знаний от учителя к ученику. Ему принадлежит идея передачи скрытых учений «терма» и рождение традиции распознавания реинкарнаций. Он почитается во всех тибетских школах буддизма и является основателем старейшей из них – школы Ньингма.

Вторая жена Гуру Еше Цогьял утверждала, что миссия ее мужа – стать «кормчим, переправлящим в Нирвану все живые существа Сансары». Еще Падмасамбхаву называли единственным усмирителем непокорных существ Нирманакайя в нашем мире.

В сутрах указано, что Гуру Ринпоче является земным воплощением Будды Амитабхи. Местом его рождения считается Уддияна (современный Пакистан), а точнее – остров озера Данакоши. Временем рождения указывается VIII век н.э.

Предсказание о появлении Падмасмбхавы есть в «Сутре великой Нирваны», написанной Буддой Шакьямуни:

Спустя восемь лет после моей Паринирваны ждите появления удивительного существа. Его будут звать Падмасамбхава, он волшебно родится в цветке лотоса и станет Совершенным Учителем. За свою жизнь он сможет принести великие блага многим существам, распространяя учение об истинной природе, он будет легко усмирять непокорных людей, демонов и духов…

Детство Падмасамбхавы и начало пути

Рожденный в лотосе принц

Рождение и первые годы детства Падмасамбхавы имеют 2 теории. Первая, более приземленная гласит, что Падмасамбхава родился принцем, соответственно, жил в богатом доме в достатке и любви; вторая же, что будущий Гуру материализовался на цветке лотоса (на падме) в образе восьмилетнего мальчика. Для этого Будда Амитабха отправил в бутон лотоса золотую ваджру (оружие) с нанесенным на нее слогом ХРИ. Оружие превратилось в прелестное дитя, которое успешно и громогласно проповедовало глубокую Дхарму дакиням и дэвам, находящимся на острове.

Мальчика увидел проезжающий мимо Индрабодхи, царь Уддияны. Царь был бездетным и давно потерял надежду стать отцом, отчего сильно печалился. Он воспринял медитирующего мальчика, окруженного волшебным сиянием, как милость богов и с радостью усыновил его. Дитя получило имя Падмакара, что буквально означает «лотосорожденный», «рожденный из лотоса».

Падмакара воспитывался как наследный принц. Он жил в роскоши и ни в чем не знал отказа. По достижению совершеннолетия он взял в жены Прабхадхари. После этого очень скоро к нему пришло осознание собственной великой миссии, исполнение которой требовало отказа от мирских дел и от трона. Он понимал, что не сможет управлять страной и одновременно дарить неизмеримое благо тысячам нуждающихся в нем существ.

Однако отец настаивал на том, чтобы Падмакара исполнял роль наследника. Тогда принц пошел на преступление – «нечаянно» в игре бросил трезубец и убил сына одного из знатных вельмож. В наказание его изгнали в отдаленные кладбищенские земли.

Обучение в изгнании

Этот период обернулся для Падмакары желанной свободой. Он отдалился от людей, много медитировал на кладбищах, в глубоких пещерах, ход в которые был недоступен для «простых смертных».

Именно там он получил тайные тантрические знания и прошел посвящение у двух дакинь – Подательницы Блаженства и Укротительницы Мары. Беспечный принц превратился в великого йогина и чудотворца.

После посвящения юноша благополучно вернулся в Уддияну, в то место, где он когда-то появился в цветке лотоса. Он начал практику Тайной Мантры, совмещая ее с изучением символического языка дакинь.

Ему удалось стать благословленным Ваджрайогиней и связать клятвой верного служения всех духов озер и земли. Его авторитет среди дакинь и нагов был поистине огромным.

Дух Падмакары жаждал знаний, и юноша продолжил поиск учителей. Он освоил сотни сутр и мантр, получил благословения от множества учителей. На своем пути он повстречал восемь великих видьядхаров, в качестве награды за упорное движение к совершенству ему достались учения восьми садхан. Одним из его учителей был сам Ананда (ученик Будды Шакьямуни), обучение проходило в Ваджрасане. Способности Падкамары воспринимались как сверхуникальные: только познав предмет, он мгновенно овладевал новыми знаниями и даже без практики умел вызывать видения всех божеств.

Первое «большое» чудо

Мандарава — жена Гуру Ринпоче, дочь царя Вихардхары

Обычные люди отказывались принимать будущего Гуру, не понимали его, считали слишком странным. И Падмакара решил уйти на север Индии, в страну Захор, чтобы продолжить учиться у просветленных тантрических мастеров. Постепенно он впитал и пропустил через себя все доступные учения и смог соединить в себе две мудрости – небесную и земную.

Однажды он заехал в один из монастырей и встретил там прекрасную Мандараву – дочь царя Вихардхары. Она отказала всем претендентам на руку и сердце, выбрала для себя духовный путь. В Падмакаре девушка увидела истинного духовного наставника и пожелала стать его верной супругой. Гуру Ринпоче предложил Мандараве быть помощницей для садханы, и молодые люди укрылись в пещере Маратика, где неустанно практиковали долгие месяцы.

В результате практик случилось явление Будды долгой жизни Амитаюса, который даровал супругам посвящение и благословил на неразделимость с ним.

Они освоили множество тантр долгой жизни и смогли постичь видьядхару. Так они обрели ваджрные тела, неподвластные рождению и смерти, после чего вернулись в царство Захор, чтобы активно просвещать других.  Когда об этом стало известно отецу Мандаравы, царю Вихардхаре, он сильно разозлился и приказал схватить и сжечь просветленных супругов на костре. Приказ царя выполнить не смогли.

Падмакара применил свою «чудесную силу» – превратил бушующий вокруг огонь в озеро Ревалсар. Посередине озера расцвел красивый цветок лотоса, на котором находились Гуру со своей супругой, восседающие внутри большого ожерелья из черепов. И царь вместе с народом пережили искреннее раскаяние, а затем попросили чужестранника стать их Учителем. В прошлом наследный принц Уддияны принял имя Падмасамбхава, означающее «Драгоценный учитель».

Приглашение в Тибет

У тибетского царя по имени Тисонг Децэн никак не получалось распространить буддизм. Сначала он обратился за помощью к известному авторитетному ученому Шантаракшиту. Ученые проповеди не оказали должного действия, тибетцы сопротивлялись «светлому» и продолжали поклоняться своим богам и демонам.

С самыми наилучшими побуждениями Тисонг Децэн затеял строительство первого храма буддизма. Однако, согласно легенде, демоны чинили ему всяческие препятствия. Они уничтожали ночью все построенное за день. Это повторялось и повторялось, а страна претерпевала одну беду за другой, ее жители страдали от голода, землетрясений и наводнений.

К тому времени по всей земле расходились слухи о Падмасамбхаве как о Великом Учителе и настоящем чудотворце. И ученый Шантаракшит сказал царю, что нужно позвать истинного Учителя для уничтожения демонов и утверждения Учения. Ведь только этот человек был способен одолеть «нечистую силу», враждебную Дхарме.

Ученый рассудил, что победа над бон будет принадлежать тому, кто в равной степени владеет и буддийской доктриной, и магией. На тот момент Гуру Римпоче сумел достичь истинного совершенства в двух направлениях и оказался в Тибете по личному приглашению царя.

Учение и деятельность Падмасамбхавы в Тибете

Тибетская миссия продлилась 55 лет. Гуру сразу по прибытии в Тибет начал активно проповедовать буддизм. Также ему пришлось постоянно применять свои магические способности. И не просто применять «развлечения ради» – чтобы завоевать огромный авторитет, он легко посрамил в магических состязаниях местных колдунов и жрецов.

 «Пять сотен учителей и магов, находясь на многочасовом диспуте в Бодхгайе, возжелали одержать победу над Дхармой. Но Падмакара смело вызвался противостоять всем сразу и доказал свое абсолютно превосходство. При попытках колдунов и магов применить черную магию Гуру стал читать сильнейшую гневную мантру, доставшуюся Ему от Укротительницы Мары, и напущенные чары рассеялись. Большинство из колдунов приняло Учение Будды, а знамя Дхармы было вознесено до небес».

Победа Гуру Падмасамбхавы над демоницей Жанг Жунг Джамун

Могущество, которое даровалось через практическое постижение тантрической йоги, впечатлило тибетцев сильнее, чем скучные проповеди про путь бодхисаттвы, которые они слышали от Шантаракшита. Также есть предположение, что тантрический буддизм в изложении Падмасамбхавы стал близок тибетцам из-за внешнего сходства с привычным и обыденным для них шаманизмом. И поэтому переход в буддизм не стал резким и болезненным.

Определенную роль здесь также сыграли мистицизм и выдающиеся магические способности, которыми обладал Гуру. Тибетцы воспринимали его как божественного мистика, существо «над ними» с удивительными умениями создавать настоящие чудеса. Авторитет мистика возносился все выше и выше – с каждым новым чудом, которое он совершал. Существует легенда о «покорении» горной демоницы Жанг Жунг Джамун. Когда Падмасамбхава явился перед замком Манг Юл, демоница захотела уничтожить его, задавив огромными каменными горами. Но гуру вдруг вырос выше гор и легко усмирил злую демоницу.

Благие дела в Тибете: распространение буддизма

За годы нахождения в Тибете Падмасабхава совершил невероятное количество чудес и благих дел:

  • Подчинил тибетских злых духов и гневных демонов, превратил их из вредителей в защитников Дхармы – дхармапалов;
  • Заложил и помог построить первый буддистский монастырь (называется Самье) в форме мандалы, причем магическим образом привлек к делу тех духов и демонов, которые раньше мешали строить этот монастырь;
  • Сделал доступными для понимания буддистские тексты, перевел их на тибетский язык;
  • Основал одну из старейших школ буддизма Ньингма;
  • Провел посвящение в буддизм первых семи тибетских монахов;
  • Облек в форму и структуру буддистские учения, на протяжении столетий достигавшие Тибета;
  • Широко распространил и укрепил множество линий, передающих учения Ваджраяны;
  • Довел бесчетное количество учеников до высочайшего духовное развития, даровал Учение великим тибетским мастерам того времени;
  • Спрятал огромное число «терма», так называемых Сокровищ Учения, тайников – чтобы в будущем стремящиеся к Просветлению могли обрести знания, уместные для их времени бытия; «терма» могут добывать ламы-немонахи, которых зовут тертонами;
  • Стал Неизменным Светом и Вечным Защитником.

Тертоны, Еше Цогьял и достижение Радужного тела

Еше Цогьял («Великая Йогиня»), вторая жена Гуру Ринчопе

Все великие тертоны того времени были удостоены встреч с Гуру Ринпоче. Это происходило по-разному – во сне, в видениях и даже наяву.

В своих жизнеописаниях многие из них говорят, что оказывались на Горе Цвета Меди, находящейся в Чистой Земле Гуру Падмасамбхавы. Им передавались бесценные наставления, которые по возвращении открывались всем желающим.

В Тибете Гуру Ринпоче обрел верную помощницу – жену Еше Цогьял, которая впоследствии стала Великой Йогиней. Тибетский царь преподнес непокорную девушку в качестве подарка, а она увидела в новом хазяине своего Учителя и согласилась стать его супругой.

Согласно преданиям, именно Еше записала множество ценных высказываний своего наставника и мужа, составила его жизнеописание.

После завершения Тибетской миссии Падмасамбхава направился на границу с Непалом, а оттуда на коне Махабала вознесся в небо. Он обрел волшебное иллюзорное тело и поднялся по радуге, достигнув Радужного тела.

Символизм магии Падмасамбхавы

Личность этого гуру играет серьезную роль в истории буддизма. До него буддизм можно трактовать как мирную доктрину, в основе которой лежат принципы ненасилия, чем-то родственные джайнизму. Также буддизм подразумевает познание глубочайших истин и просветление посредством аскезы, долгих медитации и постоянных размышлений. Гуру Ринпоче раскрывает буддизм и Путь к Просветлению с иной стороны, исходя из принципа гневных божеств. Его путь можно назвать магическим, неземным, а его жизнь наполнена чудесами. Самые гневные демоны и злые духи были бессильны перед ним.

Магия Падмасамбхавы символична. Ее суть состоит в следующем: нет ни одной составляющей человеческого сознания, которую можно считать лишней или ненужной. Отрицательные эмоции и энергии – зависть, печаль, ненависть, жадность, гнев, лень, обида, уныние – как раз и есть демоны сознания. И они изначально имеют просветленную суть.

Сила Учения необходима для того, чтобы придать демонам другую форму, поменять их начало, тем самым превратить яды, отравляющие жизнь человека, в лекарства. Вот такая символичная интерпретация магии Падмасамбхавы существует сегодня. Традиционно рассматривается всего восемь манифестаций (проявлений в том или иной виде перед людьми) Падмасамбхавы, хотя в некоторых источниках указывается 12 проявлений.

 Гуру Ургьен Дорчжэ Ченг
Гуру Ургьен Дорчжэ Ченг
 Гуру Шакья Сэнгэ
Гуру Шакья Сэнгэ
Гуру Пема Гьялпо
Гуру Пема Гьялпо
Гуру Падмасамбхава
Гуру Падмасамбхава
Гуру Лоден Чоксе
Гуру Лоден Чоксе
 Гуру Ньима Одзэр
Гуру Ньима Одзэр
Гуру Дорчжэ Дроло
Гуру Дорчжэ Дроло
Гуру Сэнгэ Дралог
Гуру Сэнгэ Дралог

После Падмасамбхавы не осталось Школы учения в классическом понимании. Все знания, предсказания и традиции (терма) учитель прячет в Тибете для будущих поколений.

Input your search keywords and press Enter.