Йоги Бхаджан – основатель Школы кундалини-йоги

Йоги Бхаджан

«Правитель двух миров – капиталистического и духовного» – именно такую характеристику дали Йоги Бхаджану в некрологе, напечатанном в газете «Нью Йорк Таймс». И она очень подходит для человека, который смог достичь невероятных успехов и в бизнесе, и в духовном наставничестве. Именно Йоги Бхаджан привез и популяризовал в США кундалини-йогу и сикхизм.

Харбхаджан Сингх Пури (Йоги Бхаджан) родился в 1929 году в богатой семье сикхов-земледельцев. Местом его рождения стала Британская Индия, а точнее – провинция Хеджаб, Кот Харкарн. Отец занимал должность врача при английской администрации.

На мировоззрение мальчика сильно повлиял его дед по отцовской линии Бхай Фатен Сингх, ортодоксальный сикх. Строгому деду с жесткими принципами удалось привить мальчику безусловное уважение к любым религиям, зародить искренний интерес к духовному развитию.

Уже в сознательном возрасте Бхаджан часто вспоминал свое детство. Он рассказывал, что его семья была очень богатой, среди его игрушек были даже бриллианты – вместо обычных стеклянных шариков.

Он был испорченным, разбалованным ребенком и старшим сыном, а значит, наследником династии. Но ему повезло. Праведный дедушка делал все возможное, чтобы поддерживать в семье духовность и традиции. В доме постоянно находились просветленные, и мальчик выбрал для себя Учителя.

Обучение у Сант Хазара Сингха

Восьмилетний Йоги Бхаджан осознанно пожелал поступить на обучение к Сант Хазару Сингху. Это был известный просветленный сикх, прошедший через посвящение в тайные религиозные обряды, мистик, йогин и воин.

Сингх рассказывал наизусть весь «Сири Гуру Грантх Сахиб» (священное писание сикхов, содержащее более 1400 страниц), был признанным мастером кундалини-йоги и Йоги Белой Тантры, в совершенстве владел боевым искусством гатка, виртуозно дрался на мечах. Обучаться у такого Учителя могли только избранные.

Обучение давалось мальчику совсем не просто. От него требовалось неукоснительное соблюдение строжайшей дисциплины и полное подчинение. Он постоянно заставлял учеников проходить тяжелые физические испытания, практиковать боевые искусства, по много часов заниматься йогой, тренировать разум, силу и волю.

Все это повлияло на характер Бхаджана, сделало его твердым и спокойным, как скала. Бхаджан часто вспоминал случай, когда ему одному пришлось драться с восемью противниками, другими учениками. И случай, когда он просидел на дереве целых три дня, без еды и воды, не смея слезть, потому что Учитель приказал сидеть и ждать его.

Когда подростку исполнилось 16 лет, суровый учитель вслух назвал его Мастером кундалини-йоги. Такое признание от Учителя являлось огромной честью и неслыханной похвалой. А «наставническая» миссия Сингха была завершена. Он отказался далее быть учителем Бхаджана (и всех других) и сообщил, что их пути расходятся.

Расставание произошло из-за политической ситуации. К 1946 году практически все индийские провинции восстали против британской оккупации, разделение Индии было неизбежным. Сант Хазар Сингх объявил, что ему нужно уезжать, и приказал всем ученикам оставить его и никогда не искать. Бхаджан был шокирован, но подчинился, поскольку это был наказ Учителя, подлежащий беспрекословному исполнению.

Впоследствии Бхаджан много рассказывал о своих проводниках, но только одного из них называл своим Первым и Главным Учителем – Сант Хазара Сингха родом из Гуджаранвалы. Когда он произносил имя «Санджи», его лицо сразу менялось – черты разглаживались, появлялась улыбка, он начинал сиять…

Эмиграция и государственная служба

В 1947 году после разделения Пакистана и Индии семья Бхаджана вынуждена была эмигрировать в Нью-Дели. Причем молодой человек (ему было 18 лет) взял на себя ответственность управлять многотысячным поселением во время волнений, возникших из-за передела страны.

Он смог вывести всех жителей своей деревни, около 7000 человек, пешком за несколько сотен миль в Индию. Все, что у людей было с собой, – это одежда на них. Огромное состояние семьи Йоги было безвозвратно утрачено.

В столице юноша поступил на обучение в лагерный колледж для эмигрантов. Параллельно с учебой он занялся организацией Сикхской студенческой федерации. Спустя четыре года он получил звание магистра экономики.

1953 год ознаменовался сразу двумя важными событиями – поступлением на государственную службу и женитьбой. Бхаджан занялся построением карьеры в налоговом и таможенном департаменте. Его избранницей стала Индерджит Каур (известна под именем Биби Джи), родившая ему за годы брака троих детей.

В служебные обязанности Бхаджана входили различные поездки, что дало ему возможность посещать много отдаленные ашрамов и монастырей, учиться у уединившихся свами и йогинов. Он продолжал увлеченно практиковать йогу.

В середине 1960-х Бхаджан работал инструктором в Ашраме Вишвайатан в Нью-Дели. Этот ашрам был местом посещения знатных и известных людей. Там не раз появлялся премьер-министр Джавахарлал Неру с дочерью Индира Ганди.

Служение и просветление

В 1960 году Бхаджан направился в Амритсар. В этом городе находится Золотой Храм, почитаемый сикхами как главная святыня. Тогда у молодого человека не оказалось «духовного наставника». Каждый день на протяжении нескольких лет он по собственному желанию мыл полы в Золотом Храме и искал ответы на свои вопросы.

Через смиренное служение и физические испытания будущий миссионер постепенно осознал, что он является благословенным сыном Дома Гуру Рам Даса. Потом он часто повторял своим ученикам: тем, кем он является, его сделали не степени и звания, а служение в Золотом храме.

Гуру Рам Дас – четвертый гуру сикхов, жил в 16 веке, считается основателем города Амритсара и Золотого Храма. Бхаджан считал его своим покровителем на тонком плане. В мантрах Школы кундалини-йоги присутствует много обращений к Рам Дасу.

Бхаджан также часто упоминал об обучении у Махараджа Вирса Сингху (это реальный человек). Он приходил к Учителю после утомительного рабочего дня. Не снимая униформы инспектора, уставший Йоги Бхаджан смиренно мыл туалетные комнаты в «Гобинд Садане».

Это было платой за те знания по наму (пение мантр), которые он получал от Учителя. Однажды Махарадж Вирса Сингх поощрил своего ученика, прикоснувшись ко лбу Бхаджана. Ученик пережил абсолютный восторг и вошел в состояние Просветления.

Эмиграция в США

Бхаджан эмигрировал в Канаду в 1968 году. Такое решение было принято из-за договоренности по работе. Ранее он познакомился в аэропорту с человеком, искавшим кандидата на должность декана факультета йогических учений.

Бхаджан подходил как никто другой, и он согласился на эту работу. Однако смерть спонсора внесла свои поправки в планы Бхаджана, он остался без должности. Кроме того, по прилету был утерян весь багаж, что было воспринято как очередное испытание.

Бхаджан никогда не унывал. За несколько месяцев он развил большую активность – выступил соучредителем центра йоги, организовал классы для Христианской ассоциации молодых людей, поспособствовал началу строительства сикхского храма, который стал первым религиозным учреждением сикхов в Восточной Канаде.

Затем Бхаджан направился в Лос-Анжелес и попал туда в самый разгар сексуальной революции. Так сложились обстоятельства, что он задержался там надолго и нашел свое призвание – нести учение кундалини-йоги.

В это время состоялось знакомство с культурой хиппи, и было принято решение помочь «несчастным людям». Хотя изначально хиппи интересовали миссионера как часть плана по развитию бизнеса, связанного с продажей всяких украшений и «побрякушек». Он увидел, что тяга к наркотикам скрывает желание обрести опыт Просветления, достичь осознанности.

Здесь он поменял свое имя, данное от рождения (Харбхаджан Сингх Пур), на Йоги Бхаджан. Его первые лекции проходили в практически пустых залах. Но упорство миссионера и его стремление сделать людей более счастливыми не оставляли шансов неудачам. Вскоре стали распространяться слухи, что есть человек, передающий уникальные знания, доступ к которым ранее был только для избранных.

Школа Йоги Бхаджана

1969 год стал годом основания знаменитой организации ЗНО, что означает «Здоровые, счастливые, благословенные» (по-английски звучит как «Healthy, Happy, Holy Organization»). Когда Бхаджану говорили, что название слишком длинное, он невозмутимо отвечал, что тысяча визиток уже заказана, и все остается так, как есть. Даже в таких «неглобальных» вопросах он всегда придерживался собственного мнения.

В 1970 году был выпущен первый поток преподавателей йоги. А в 1971 году распахнул свои двери Институт Исследования Кундалини. Эта организация получила официальное разрешение на профессиональную подготовку преподавателей по йоге со всех стран мира. После прохождения курса выдавались соответствующие дипломы.

Идея Бхаджана была в том, чтобы не просто обучать йоге, а создавать настоящих учителей кундалини-йоги. По его мнению, многие люди, которые хотят стать учителями и нести другим знания о пробуждении кундалини, слишком беспокоятся о своих проблемах.

Поэтому они не достигают хороших результатов. Он рекомендовал научиться искренне беспокоиться о проблемах других людей, отодвинув собственные в сторону, и тогда свои проблемы исчезнут.

Бхаджан посчитал своей миссией массовое обучение кундалини-йоге. До него знания на протяжении тысячелетий считались сакральными и передавались индивидуально только от учителя к посвященному ученику. Так они охранялись от искажения и осквернения. Бхаджан впервые делился тем, что раньше было недоступно практически никому. И от того все больше и больше людей желало попасть к нему на обучение.

Кундалини-йога как способ достижения Просветления

Кундалини-йога начинается с медитации и с наму. Чтобы поднять кундалини (энергию), нужно выполнять определенные крийи, достигать внутреннего спокойствия через медитацию, постоянно петь мантры, заменить некоторые привычки. Причем нужно было строго придерживаться комплексов по кундалини-йоге и следовать всем правилам, описанных в его учении.

Кундалини-йога, которую преподавал Бхаджан, основывается на принципах традиционной йоги Патанджали. В то же время, будучи сикхом, миссионер и учитель привнес сюда отдельные элементы религии сикхов – например, ношение тюрбана, повторение мантр и т.д.

Впрочем, религию он никому не навязывал. А вот духовное очищение, по его мнению, было очень важным. Чистые помыслы, отсутствие лжи, благородство – все это должно стать неотъемлемой «частью» человека, желающего достичь пробуждения кундалини и Просветления.

Бхаджан называл кундалини-йогу самым «наполненным» и разносторонним вариантом йоги, или йогой осознанности. И достичь эту осознанность можно через усердное выполнение несложных и доступных каждому техник, упражнений.

Он не требовал от своих студентов аскетизма или отречения, говорил про важность проживания полноценной жизни. Его ученики занимались бизнесом (в том числе и по его бизнес-идеям, которые были «на вес золота»), создавали семьи, проявляли активность в социуме.

Паломничество в Амритсар

Трудная и очень изнурительная поездка на протяжении трех месяцев стала настоящей проверкой учения Йоги Бхаджана. Зимой 1970-71 годов учитель в сопровождении 85 учеников-американцев совершил паломничество в Индию.

Участники хотели провести глобальное исследование – устранение наркотической зависимости у американской молодежи с помощью йоги.

Группа «людей с Запада» с белыми тюрбанами была встречена неприветливо. Сикхи подозрительно отнеслись к ученикам Бхаджана.

Однако американцы смогли показать искренне стремление к душевному родству с культурой сикхов. 26 из них пожелали принять амрит и вступили в Орден Сальсы, после чего были причислены к полноправным сикхам.

Главы сикхов в знак признательности и уважения решили воздать честь Бхаджану – настолько они впечатлились преданности приезжих американцев местной религии. И в начале весны 1971 года Бхаджану был присвоен уникальный титул «великого благородного льва». Позднее он также получил титул Бхаи Сахиб.

Продолжение миссионерского дела

Учение Йоги Бхаджана быстро набрало огромную популярность. К 1972 году образовалось около сотни ашрамов ЗНО в США, Европе, Канаде. Тысячи людей желали освоить кундалини-йогу с целью разрешить внутренние противоречия, избавиться от беспокойства и обрести Просветление.

Условия пребывания в ашрамах были жесткими – двухразовое вегетарианское питание и отработка «Карма-йоги», то есть неоплачиваемая постоянная работа, которую обязаны были выполнять все ученики. Еду готовили в земляных канавах. За малейшую провинность выгоняли.

Хотя бы один раз в год Бхаджан посещал каждый из ашрамов. Он оставался в ашраме на три дня и находил возможность пообщаться с каждым присутствующим. Он был строг и требователен, но все ученики потом вспоминали его внимание с благоговением.

Бхаджан никого не учил бесплатно. Он считал такие знания бесполезными и не дающими результат. Вместе с тем плата за лекцию составляла всего около десяти долларов, и поэтому посещение было доступно для каждого желающего.

Дальнейшая деятельность наставника и миссионера

В 1971 году Бхаджан, шокированный тем, насколько женщины эксплуатируются в США, положил начало Движению «Grace of God». Движение активно поддерживало права женщин, а сам Бхаджан провел курсы по успешной психологии для представительниц слабого пола.

В 1990 году случился заметный сдвиг в восприятии основ кундалини-йоги. Многие ученики теперь считали необязательными ранние подъемы, следование определенным традициям сикхов (ношение тюрбана и т.д.). Для них эти важные и в чем-то определяющие моменты являлись всего лишь альтернативой, а не обязательным действием.

Бхаджан, стараясь уловить современные тенденции, основал Международную ассоциацию преподавателей кундалини-йоги. Задача этой организации – разрабатывать стандарты обучения для преподавателей и распространять само учение Бхаджана.

В 1994 году Организация ЗНО получила членство ООН и статус консультанта ЭКОСОС по проблемам насилия над женщинами, защите прав человека и альтернативным методам медицины.

На протяжении многих лет Бхаджан выступал за поддержание связей с католической церковью, неоднократно встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II. Также миссионер являлся участником и часто организатором многоконфессиональных собраний и советов.

Возглавив Сикхскую Дхарму Западного мира, он первым стал собирать лидеров разных религиозных конфессий, чтобы способствовать установлению всеобщего взаимопонимания. Его неукротимая энергия притягивала и вдохновляла, а огромный авторитет среди тысяч людей делал его мнение важным на уровне самых значимых лиц в религиозной сфере.

В 1998 году по инициативе Йоги Бхаджана В Индии была основана Академия Мири Пири. Особая школа-пансионат для одаренных сикхов расположена неподалеку от Амритсара. Кроме стандартных предметов, обучение включает практику йоги, служения и медитации, а также сикхские предметы.


Другие достижения

  • Создал систему лечения от наркотической зависимости и общего оздоровления SuperHealth. Ее высокая эффективность официально была признана Минздравом США. В СССР система была успешно опробована и затем активно практиковалась известным наркологом Яковом Маршаком.
  • Учение Бхаджана о здоровой пище положило начало сети ресторанов «Golden Temple» и магазинов качественного здорового питания. Бхаджан лично рекомендовал рецепты, по которым было создано много натуральных продуктов для красоты и здоровья.
  • Количество видео лекций, записанных Йоги Бхаджаном, превышает 8000. Кроме того, его авторству принадлежит более 50 книг: о любви, об отношениях, о процветании, о саморазвитии и духовности.

Смерть Йоги Бхаджана

Йоги Бхаджан прожил насыщенную, долгую жизнь. Он умер 6 октября 2004 года в возрасте 75 лет в собственном доме в Эспаньоле. Причиной смерти стали серьезные осложнения после перенесенного сердечного приступа. Большое наследие от Йоги Бхаджана является основой учения о кундалини-йоге.

Его мысли, рассуждения, рекомендации помогают тысячам людей обрести спокойствие и осознанность, перейти на новый уровень духовного развития. Его книги объясняют основы бытия и взаимоотношений, вдохновляют и дают надежду.

Даже после смерти Йоги Бхаджана остается духовным наставником, который качественно меняет мировосприятие.

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter.