Что такое разум в йоге? Его четыре части: манас, читта, буддхи, ахамкара

Основы йоги

Восприятие карьерных возможностей, гордость за их достижение, выбор между правильным и легким решением, неспособность забыть болезненное воспоминание — все это впечатления нашего разума. Разум создает опыт и придает смысл нашей жизни.

Но в результате бесчисленных мыслей мы беспокойны. Эта способность ума размышлять о каждом происшествии, в конечном счете, заставляет нас жить в соответствии с его правилами. Цель йоги состоит в том, чтобы нарушить эту взаимосвязь и обуздать беспокойство ума, чтобы позволить нам облегчить боль и страдания мира и вести умиротворенную жизнь.

Хорошо сказано в йога-сутрах:

«Йога означает спокойствие ума и свободу от колебаний различных психических процессов».

Мудрец Патанджали, отец йоги

Что такое ум согласно йоге?

Ум и разум

Само определение йоги говорит о спокойствии ума. Мудрец Патанджали определяет йогу как практику успокоения ума и вызванных им колебаний. Это означает, что йога не может быть достигнута без понимания, различения и координации ума.

В йоге разум не рассматривается как синоним мозга, который занимает определенное место в физическом теле и управляет логическими операциями. Йогическая концепция разума объединяет всю сознательную и бессознательную деятельность человека. Он включает в себя наши мысли, чувства, воспоминания, убеждения и даже эго, которое заставляет нас осознавать свое существование.

Когда ум обусловлен, он поддерживает тело в каждом опыте и состоянии. Ум является источником удовольствия и боли. Именно ум может также привести нас к высшим стадиям самадхи. Мудрец Патанджали подчеркивал первостепенное значение ума. Вот почему он обсуждал способы дисциплины ума (яма и нияма) еще до того, как объяснил физические позы, медитацию и дыхательные упражнения.

Что делает ум «разумом»?

Большинство западных теорий рассматривают разум как единое целое. Но в йогическом понимании существует 16 измерений человеческого ума, разделенных на 4 части. Этими категориями являются манас, читта, ахамкара и буддхи — четыре части ума, которые можно использовать с помощью йогической практики.

Эти четыре части ума работают в координации друг с другом, позволяя нам познавать мир. Представьте себе спицы на колесе. Колесо вращается, чтобы дать нам восприятие реальности, в то время как ядро ​​(ум) остается неподвижным. Это идеальное состояние йоги, нерассеянный, неподвижный стержень!

1. Манас – хранящий память

Манас – хранящий память

Манас, согласно йоге, это основная часть ума, связанная с получением внешней информации в системе. Его функция состоит в том, чтобы понять и принять решение о передаче важной и необходимой сенсорной информации во внутреннюю систему. Манас обладает способностью задавать вопросы и сомневаться, что иногда может привести к умственным трудностям.

Обычно считающийся похожим на мозг по своим функциям, манас является контролером 5 органов чувств и 5 органов действия. Он направляет ум в различные важные направления.

Однако у манаса нет полномочий принимать окончательное решение, он во многом опирается на механизмы буддхи. Поскольку он отвечает за органы чувств, манас становится легкой добычей наших желаний, желаний, влечений и отвращений.

2. Читта – делает нас осознанными

Вы, должно быть, слышали такие термины, как «Высшее сознание» или «Чистое сознание».

Читта — самая важная часть нашего ума, связанная с сознанием. Думайте об уме как о магнитной пластине. Итак, все, что приходит и уходит с этой пластины, что заставляет нас осознавать эти объекты (мысли, воспоминания, чувства, ощущения и окружение), на самом деле является читтой.

Читта в йоге — это то свойство ума, которое заставляет нас осознавать объекты, находимся ли мы в бодрствующем или спящем состоянии (сознательно или бессознательно).

Говорят, что все мы являемся частью «вселенского» или «высшего сознания» изначально, когда рождаемся на этой земле, но по мере того, как эго (ахамкара) начинает развиваться в нашем уме, «индивидуальное сознание» постепенно начинает занимать место этого «вселенского сознания». Йога с помощью различных средств практики символизирует союз индивидуального сознания с универсальным сознанием. Сознание индивидуального существа есть душа (атма), и его союз со всеобщим делает его «высшей душой» (параматма).

3. Ахамкара – дает чувство идентичности

Ахамкара

Ахамкару можно определить как эго человека или чувство «я». Однако это гораздо больше, чем эго. Ахамкара придает личности индивидуальность и делает ее уникальной. Хотя это отдельная и особая характеристика человека, ахамкара часто приводит к чувству отчуждения, боли или одиночества.

Если доминирует аханкара, ваш разум может понимать и принимать решения только в ее контексте. Это также влияет на манас и заставляет его действовать по отношению к собственной индивидуальности. Ахамкара берет читту в качестве партнера, чтобы принести сохраненные воспоминания, связанные с эго человека. Он не позволяет интеллекту увидеть иррациональность этих воспоминаний, тем самым затуманивая буддхи.

Однако необходимо понимать, что ахамкара не всегда негативна. Когда человек стремится преуспеть в йоге, ему нужна решимость «Я могу это сделать». Это в значительной степени предлагается ахамкарой человека. Некоторое количество ахамкары полезно для подъема. Работа буддхи состоит в том, чтобы не позволить этому выйти из-под контроля и привести к разделению и эго.

4. Буддхи – определяет смыслы и ценности

Слово «буддхи» происходит от «будх», что означает пробуждение или прозрение. Это более высокое состояние ума, более близкое к мудрости. Буддхи — это функция различения, которая судит, решает и осуществляет когнитивную дифференциацию.

В идеальном состоянии Буддхи является способностью ума принимать решения. Но он может принимать мудрые и плодотворные решения только в том случае, если он работает на полную мощность, не будучи омрачен манасом, читтой и ахамкарой. Если буддхи функционирует должным образом, манас принимает его команды и действует соответственно.

Буддхи — это слой ума, наиболее близкий к мудрости. Когда он полностью очищен от облаков, он побуждает все остальные слои вести себя в ритме. Буддхи является определяющим фактором нахождения высшей истины. Если мы посмотрим на него внимательно, то увидим, что даже если он действует как инструмент для углубления медитации, чтобы понять вселенную, именно буддхи создал вселенную в первую очередь.

Взаимодействие между манасом, читтой, ахамкарой и буддхи

Дисбаланс в четырех частях ума является основной причиной беспокойства ума. Манас является контролером органов чувств и действий. Но если оно введено в заблуждение впечатлениями читты, оно склонно отдаваться желаниям. Манас может управлять желаниями только в том случае, если читта, ахамкара и буддхи ведут себя правильно.

Взаимодействие

Функция читты управляется эгоистическими мыслями, порождаемыми ахамкарой. Он не может работать, если хранилище памяти вызывает только грустные и болезненные мысли, которые, должно быть, слышали личность человека в прошлом.

Связь между ахамкарой и воспоминаниями о читте является основной причиной психических проблем. Воспоминания, хранящиеся в читте, окрашиваются «я-есть» ахамкары и борются за внимание буддхи. Если буддхи не действует логически, эти цветные впечатления побуждают манаса совершать действия, которые не являются ни здоровыми, ни полезными для ума.

Только буддхи может различать правильное и неправильное и приказывать всем остальным принимать правильные решения. Он может понять ложную личность, за которую держится ахамкара, и убедить ахамкару отказаться от нее.

Когда ахамкара отказывается от эго, читта исправляет себя, показывая положительные скрытые впечатления ума. А когда читта очищена, манас больше не является добычей желаний. Для этого йога делает упор на освобождение буддхи, чтобы другие аспекты ума функционировали здоровым образом. Патанджали называет это регулированием или балансировкой ядра.

Йога для регулирования ума

Мудрец Патанджали говорит об уме как о детерминанте того, какой жизнью мы живем. Ум, состоящий из 4 частей, отвечает за наши грубые и тонкие аспекты бытия и должен регулироваться, чтобы обеспечить наше здоровое и беспокойное существование. Это возможно с йогой и ее принципами.

Читайте также: Раджниш Ошо — жизнь здесь и сейчас

Вот некоторые практики йоги, которые помогут вам сбалансировать манас, читту, ахамкару и буддхи и расчистить путь к более высокому пониманию.

1. Помните о своих чувствах и действиях

Регулирование ума

Первым этапом регулирования ума является наблюдение за работой манаса. Наблюдая за действиями манаса, такими как ваши сенсорные входы и действия, вы можете понять, как он контролирует и приказывает им получать то, что они хотят, или вести себя наиболее приятным образом.

Внимательность к своим чувствам и действиям поможет вам понять, что манас играет с ними, что может вызвать у вас ментальные проблемы. Чтобы взять под контроль колебания манаса, вы можете практиковать личные и социальные дисциплины (яма и ниям). Они могут помочь вам избавиться от меняющихся чувств и регулировать наши действия, чтобы расчистить путь к миру.

2. Наблюдайте за своими мыслями

Наблюдение за тем, что приходит и уходит, является важным упражнением для развития работы читты. Когда вы осознаете свои эмоции, мысли, которые ум обрабатывает в течение длительного времени или застревает на них, вы можете лучше регулировать читту.

Это возможно через глубокое дыхание и медитацию. Когда ум сосредоточен на одной единственной функции — дыхании, меньше шансов, что он отвлечется. Конечно, это процесс, который требует постоянной практики. Но если вы привьете привычку осознанно выполнять свое дыхание и медитацию, вы сможете сменить читту с отрицательной на положительную.

Читайте также: Карма-йога — йога действия

3. Сдайтесь высшей силе

Духовный путь

Патанджали описывает подчинение высшей силе как Ишвара Пранидхана. Сдаться не означает забыть о себе или отделиться от своего ближайшего окружения. Но это значит избавиться от всех неправильных представлений о себе.

Этого можно достичь посредством практики поклонения, молитв, веры и уважения силы Всевышнего. Йога рекомендует практиковать ишвара пранидхану, чтобы избавиться от эго у человека, чтобы он или она могли подняться на духовном пути.

Диссоциация с неверными отождествлениями и признание существования истины за пределами нашей собственной идентичности — это упражнение по согласованию функций ахамкары с системой.

4. Отпустите ложные ассоциации

Ложное отождествление себя со своим телом, умом, достижениями, удовольствиями затуманивает буддхи. И пока буддхи не затуманен, он не может дать здоровые результаты. Сила буддхи заключается в его способности различать, сущность его заключается в освобождении от ложных ассоциаций.

Практика дыхательных упражнений, медитация помогают понять, что есть нечто большее, чем наши удовольствия, желания, боли и страдания. Она ведет нас к правильному отождествлению с нашей истинной природой.

Раскрытие буддхи — самое важное упражнение, поскольку буддхи играет ключевую роль в функционировании всех остальных слоев. При наличии четких и логичных решений буддхи ахамкара отпадает, читта окрашивается добром, а манас действует благотворно для мирной жизни человека.

Читайте также: Практика джапы: как выполнять джапа-медитацию и ее преимущества

Выход за пределы разума

Выход за пределы разума

Из всего вышеизложенного вы, должно быть, поняли основные функции ума в целом. Он имеет прямой контроль над дыханием, чувствами и телом. Она воздействует на чувства и направляет их к действию. У него есть способность желать для себя вещей, которые могут создавать или не создавать психические проблемы. Ум выполняет эти операции через свои четыре слоя.

Цель координации всех этих слоев ума — вести мирную и продуктивную жизнь вдали от страданий. Йога рекомендует упражнения, такие как духовные практики, дыхание и упражнения, чтобы тренировать ум и научить его работать менее пессимистично и негативно.

Однако йога нацелена на еще большую цель — превзойти ум. Она помогает уму понимать, что впечатления, вызванные им, нереальны, а истина находится за его пределами.

Йогические практики помогают нам понять, что высшая реальность на самом деле является фундаментальным аспектом нашего существа, а не историями, окрашенными умом. Это обесцвечивание историй ума происходит, когда человек регулярно занимается йогой.

Подведем итог

Ум с его четырьмя аспектами действует на всех уровнях сознания. Он активен, и когда мы бодрствуем, и когда спим. Впечатления ума в значительной степени влияют на нашу повседневную деятельность. Но если что-то идет не так, мы просто обвиняем ум и создаем больше впечатлений, чтобы избавиться от проступка, пытаясь забыть о нем.

Йога предлагает более здоровый способ регулировать эти впечатления. Он рекомендует практикующим понимать и наблюдать за четырьмя слоями ума с помощью йогических практик, таких как упражнения, дыхание и медитация, чтобы они могли избежать неправильных впечатлений, занимающих доминирующее место в их сознании. Йога — это способ не забывать ошибки и двигаться дальше, а не допускать их, действуя правильно изначально!

Input your search keywords and press Enter.