Беседа с Павлом Калягиным о Шивананда йоге и душе

Павел Калягин

Здравствуйте, Павел. Расскажите немного о себе, о вашей школе, о вашем течении, о вашем учителе.

Я – учитель в школе Шивананда-йоги. Не все учителя обладают такими сиддхами, возможностями, качествами, как Шивананда. Имя Шивананды вошло в классику духовной литературы. Это течение относится к классической йоге. Шивананда один из самых известных мастеров.

Почему именно он? Он ведь совершенно себя не пиарил, у него был достаточно маленький ашрам, учеников было немного в свое время. Это не был какой-то огромный гуру, у которого были ашрамы по всему миру, или который вложил очень много денег или показывал чудеса.

Как вы пришли к учению, почему выбрали именно этого учителя

Я до сих пор не знаю точно (смеется).

Возможно, события в жизни привели к принятию решения или вы где-то прочитали об этом? Как вы сделали выбор и остановились на этом, ведь сейчас такой огромный выбор течений? А надо выбрать что-то одно.

Первый момент, который я хотел бы зафиксировать. Зачастую люди судят других по себе. Например, возьмём животное в зоопарке: люди смотрят на него и говорят, что ему там плохо, они проецируют на это животное свои понятия жизни – они себя за решёткой представляют. Я хочу этим обозначить, что не мы выбираем больше, а нас выбирают. Я говорю иногда, что папа похож на меня, но это я на него похож. Кто бы в кого не верил – в имя, творца и так далее, — тем не менее, мы сами себя не создали. В этот момент ты просто был готов к тому, чтобы появился учитель. Если это истинный учитель и тебе действительно нужно у него учиться.

Здесь притянуть за уши истинного гуру, настоящую судьбу, не искусственную, а естественную для твоего существа, чтобы ты выполнил истинную задачу на воплощение, не получится. Это бывает достаточно редко, потому что люди с помощью ума слишком много информации собирают, выбирают, как компьютер. Но это не так работает, потому что связь с учителем – это любовь, как связь с дорогим, родным человеком. Иначе без любви, без глубокого чувства почтения (я совершенно не говорю о фанатизме), без чувства уважения, доверия, как и в отношениях между мужчиной и женщиной, никакое обучение просто невозможно. Или хотя бы должна быть глубокая симпатия. Но она не приходит так просто, если ты выбрал учителя. Ты потом сразу видишь вдруг в нём какие-то недостатки. Понимаете, это должно быть в тебе – ты должен быть готов, и тогда какой бы учитель не был вовне, с миллионами недостатков, настоящий или ненастоящий, что бы о нём ни говорили другие – плохой, хороший, это будет твой учитель. Ты именно к нему готова. Это очень важно. То есть ты сам должен созреть. Когда семена бросаешь в землю, какие-то семена проросли, какие-то – нет. Некоторые просто не были готовы к условиям данного учителя. Это больше происходит таким образом, нежели от логического прямого рассудка. Это как звёзды и всё окружающее влияет на нас: нам кажется, что мы вроде владеем ситуацией и, тем не менее, сами зависим от всего: от воздуха, от пищи и другого. Но мы это забываем и нам кажется, что мы сами по себе. Вот и «я найду учителя» – это примерно в этой области.

То есть его нет смысла искать?

Иногда имеет, но крайне редко.

То есть поиск иногда спровоцирован именно твоей готовностью или готовностью учителя принять тебя, или с обеих сторон. Это как судьба сходится, ключ к замку подходит – и всё. Это бывает через поиск, я не говорю, что никому никогда нельзя искать учителя, нет, конечно. Это тоже перебор. Вообще, любая крайность – это не совсем то, что приводит к чему-то хорошему, как правило. И здесь, в том числе. Бывает, и нужно поискать, например, для воспитания какого-то качества: трудолюбия, воли, которое приведёт тебя к осознанности и потом на тебя обратят внимание. Хотя сам поиск не приведёт к результату. Результат может быть только через много лет. То есть искать можно, хуже от этого не будет, но рассчитывать на это крайне трудно. Это можно сравнить с человеком, который ищет любимого человека и спутника жизни. Он выходит в интернет и ищет. Ничего криминального нет, но вероятность того, что он соединится со своей судьбой, что всё сложится, очень маленькая. Я почти не знаю людей, кто нашёл свою судьбу таким образом. Это бывает, но не из самого принципа поиска, а из-за того, что они были очень настойчивы: они не бросили сразу, а продолжали год, пять. Это как награда за твоё усердие. Как бы Господь тебя награждает. Здесь есть свои законы.

Это закон кармы, получается?

Да, это закон кармы, но он, опять же, не такой простой, как его принято считать. Например, причинно-следственные связи: ты что-то сделал не очень хорошее, и принято считать, что тебе обратно возвращается бумерангом то, что ты сделал. Мы сейчас говорим об этой жизни. И получается так, что человек зацикливается на этом, забывая, что он связан воедино со всем сущим, он не один, он встроен в механизм Вселенной. То есть он начинает индивидуально сужать эту карму, упрощать только до этой причинно-следственной связи. Но на тебя, кроме твоих личных действий действует ещё карма рода, карма города, карма родителей, карма детства, прошлых жизней, воспитания, традиций – много-много вещей видимых и не видимых. То есть как таковой индивидуальной кармы, по сути, не бывает просто, как ничего не бывает индивидуального по определению – всё взаимосвязано. Что-то без чего-то не бывает, нет солнца без луны, и луны без солнца. Так всё устроено. Если земля понижает температуру всего лишь на один градус в целом, она погибает. Всё настолько тонко устроено, сбалансировано, что нельзя ничего в это творение внести и ничего вынести. И человек по своей эгоистической сути упрощает закон кармы. То есть он есть, но не совсем такой прямой и простой, как это может показаться на первый взгляд.

Читайте также: Карма-йога — йога действия

Вы упомянули, что на нас влияет карма наших прошлых жизней. На «нас» – это на кого? То есть, получается, есть некая душа, некая субстанция, которая проживает больше, чем одну жизнь. То есть в нас есть что-то более, чем мозг и тело. Что это?

Здесь немного банально будет. Это уже знают большинство эзотериков, даже не очень знающих тонкости. В йоге это называется джива, которая перерождается. Это твоё Я-эго, можно так сказать. Не эго в плохом смысле слова, не эгоист, а твои мысли, эмоции, твоя личность. То есть перерождается тенденция: ты можешь переродиться в другом теле, но примерно с такими же тенденциями, примерно с таким же характером. Это как магнит притягивает к магниту.

Джива обладает разумом? Она обладает каким-то сознанием, самосознанием, самопониманием?

Не совсем, в том то и дело. Если упростить, наше существо делится на две части. Первая – это атман, наша душа по образу и подобию Божию, это истинная душа, которая не умирает никогда. Это не она перерождается.

Человек, человеческое существо – это дживатман, то есть низшее я, которое не совсем осознаёт себя. В йоге это называется майя – такая иллюзия, вуаль. Она не до конца осознанна. Что такое просветлённый человек? Он сам себя осознал, кто он есть, познал, постиг на самом деле. Это называется атман – просветлённая, осознающая себя душа, она уже не перерождается, ей нет необходимости перерождаться, закон кармы на неё уже перестаёт действовать просто-напросто. А вот перерождается как раз неосознанное существо или не до конца осознанное, кто в какой степени, все в разной степени осознанности. Например, в переходе после смерти в силу осознанности, накопленной энергии человек пребывает в том или ином месте то или иное время. Кто-то сразу перерождается, причём по своей воле, даже выбирая родителей. Это очень осознанные души, уже близкие к освобождению, их называют старые души, они живут уже сотни лет. Есть средние души, есть молодые, которые «впрыгивают в матку», что называется. Их просто втягивают какие-то родители и всё, и они совершенно это переход не помнят потом, как большинство из нас. Таких большинство людей. Совершенно не осознанный переход не до конца осознанного существа. Осознанное существо всё это уже не проходит. Он уже при жизни прошёл через смерть. Он просто переходит, у него нет даже таких биологических реакций. Он может оставить тело, может не оставить, то есть он может влиять на материю. Именно этот Святой дух, атман, божественная, вечная, непостижимая, блаженная душа может материализоваться в той степени, в которой она хочет. Она же свободная воля. То есть фактически божественная, то есть она является частью божества и одновременно слитна с ней, как капля с океаном.

Она всё-таки индивидуальна в некотором аспекте, если она не растворилась во всём?

Интервью с Павлом Калягиным

В некотором смысле, да. Но это ещё один момент, который тоже далеко не каждый понимает. Это легче всего объяснить на квантовой физике. Обычная физика будет утверждать, что есть два атома отдельно. Но в квантовой физике, механике доказано, что это один атом. И умом понять это совершенно невозможно, ведь это же два отдельных атома. Тем не менее, с помощью формул доказано, что это не два разных атома – это один атом. Как капли дождя, которые падают на руку. Одна капля, вторая, они сливаются и это уже одна капля. Логически, сколько бы не мыслил, это просто нельзя понять умом. Как нельзя увидеть некоторые звёзды глазами, это невозможно осознать умом. Но это вычислено.

Читайте также: «Психология влияния». Рецензия на книгу Роберта Чалдини

Возвращаясь к душе: одновременно остаётся индивидуальная душа и одновременно она слитна, как бы это абсурдно не звучало. И слитно, и отдельно –  одновременно. И здесь заканчивается человеческая мысль, невозможно дальше пройти с помощью ума. Поэтому и приняты такие практики, как медитация, или, по крайней мере, музыка, высокая поэзия, высокое творчество, когда ты, даже не понимая слов или музыки, испытываешь абсолютно возвышенное состояние, которое совершенно не от мира сего. Ты чувствуешь, что ты слитен с Богом, ты чувствуешь Бога, ты всё понимаешь, но ты не можешь сказать этого, не можешь выразить вербально.

Я понимаю, о чём вы говорите. Я периодически люблю медитировать, и я осознала, увидела, что я – лишь часть этого. Что я есть и меня нет. Индивидуальное есть, но его нет. Я не могу объяснить, что это вообще такое.

Да, это именно так, это опыт медитации. Это можно только почувствовать. Более того, это даже за пределами наших привычных эмоций и чувств, которые мы знаем. Это даже выше этого. Нет никаких слов, чтобы это объяснить. К этому состоянию близко приблизились самые высокие поэты, может быть, которые в священных писаниях это пропевают мантрами. Ты тогда понимаешь, что тебе уже не нужно ничего больше доказывать для себя, нет необходимости спрашивать, зачем всё. Тебе как бы всё ясно. Ощущение единства и всезнания, но ты не можешь рассказать об этом. Это похоже на ситуацию, когда один человек видел море, а другой не видел. И как бы ты ни нарисовал море, как бы ни сфотографировал, как бы прекрасно о нём ни рассказал, он всё равно не поймёт, что такое море. Это нужно только быть в нём. Без реального опыта медитации об этом можно говорить бесконечно.

Опыт медитации может повлиять на физическую оболочку, например, человек вдруг заболевает или, наоборот, выздоравливает? Может ли это соприкосновение с тобой же, когда ты себя осознал, повлиять на физическую оболочку?

Да, конечно. Оно не может не повлиять. Это может быть незаметным для тебя. Необязательно это должно вылечить тебя от какого-то грозного недуга, хотя вполне возможно, конечно. Например, просветлённые в таком состоянии испытывали ужасные муки чисто физической болезни. А почему бы им не остановить это? Они могут отключить эту боль, но они решают не отключать. А некоторые отключают. Они настолько владеют этими вещами, что они могут отключить. Каждый по-своему. Некоторые хотят пройти через опыт, наоборот, он ему что-то приносит ещё. Это очень личное. Но это соприкосновение с запредельным, безусловно, не может не оставить какой-либо след, заметный или нет. Заметный явно – когда ты можешь что-то понять, вдруг осознать, как я раньше этого не понимал? Или как я раньше этого не видел? Или у меня всю жизнь болела рука, а теперь не болит больше, как это возможно? Да, такие явные вещи после соприкосновения с запредельным вполне могут быть. Но могут быть и незаметные, которые проявят себя далеком в будущем или которые повлияют не на тебя, а на кого-то рядом. Мы же взаимосвязаны. Эту энергию почувствует другой человек и излечится, например. Это не обязательно будешь ты. Эта энергия может пройти сквозь тебя. Для тебя она может ничего не сделать, а для ближнего, возможно, сможет. Скажем, для твоего ребёнка, который очень близко к тебе по вибрациям, по всему. Это может повлиять на него вне тебя.

А негативные стороны, которые нам кажутся негативными, но по факту, если сверху посмотреть, позитивные. Например, болезнь та же самая. Например, Джидду Кришнамурти испытывал сильную боль. Почему он так страдал после соприкосновения? Может быть так открываются каналы?

Да, вы правильно сказали. Если простыми словами, то активизируется прана, энергия, та же кундалини и так далее, как бы её не называли. Токи или ветры активизируются, и тело не обязательно к этому готово на данный момент. Как сосуд, который может принять только определённое количество воды. Или шарик – количество воздуха. Поэтому очень хорошие вещи, которыми принято считать просветление или духовный рост, обычно связывают с чем-то позитивным. Это тоже некоторое заблуждение, потому что истинный рост, настоящее пробуждение больше связано со страданиями. Об этом и Будда говорил в своё время. И это неспроста: многие люди подсознательно не становятся на путь освобождения или какого-то роста, потому что они чувствуют, что им придётся пройти какие-то испытания. Так же и в спорте, например, – нельзя чего-то добиться так, чтобы при этом тебе было легко. Обязательно, когда активизируется энергия, тело и ум должны быть абсолютно готовы к этому.

Читайте также: Что такое разум в йоге? Его четыре части: манас, читта, буддхи, ахамкара

Но в те времена, когда были практики для просветления, 3000 лет назад, тела и умы были другие, и обстановка вокруг было другая. Человек не испытывал мук при том, он был готов выдержать эти токи. Он был намного сильнее психически, физически. Не обязательно более развитый, но сильнее, и он мог выдержать это.

Сегодня высокие токи – это более высокая температура, так сказать. Тело современного человека выдержать просветление при жизни не в состоянии. Лишь единицы учителей это могут выдержать и остаться в живых. Например, Рамана Махарши. Он умер при жизни, но у него случилось это самадхи. Он уже даже мхом оброс, представляете? Мох растёт из тела, то есть тело фактически уже мертвое. Пошла настоящая реакция смерти, но его тело, в отличие от миллиона других тел, оказалось способно это выдержать. Одно из миллионов. Оно выдержало просветление. Понимаете, выдержало вот эти высокие вибрации. И он остался внечеловеческим существом в человеческом теле, которое он оживил, можно так сказать. То есть душа его оживляет, снова появляется жизнь, и он уже смотрит, как он живёт в этом теле как в домике, смотрит так в окошко. То есть он не совсем отождествлён с ним. Поэтому он говорит: «Ты – не то, что ты есть». И понимает, и не понимает одновременно этого до конца, поэтому он вопрошал: «Кто я?». Этот метод широко известен в дхьяна-йоге. Человеку кажется, что от вопрошания «кто я» можно чего-то достичь, как-то ум остановить, а у него это было намного глубже. Он действительно это спрашивал потому, что он увидел, что тело, ум просто умерли и могли разложиться. Тогда кто же я? Действительно, получается, душа. Но она настолько непостижима, что этот вопрос постоянно возникает. Понимаете, она непостижима, как пути Господни неисповедимы. Это похоже на это.

Кто задаёт этот вопрос «кто я»? Мозг, разум или душа?

Душа вопросов не задает, потому что ей это не нужно – она самодостаточна, она всезнающая. Конечно, это задает больше Я-эго, безусловно. Рамана Махарши это вопрошание сделал для других людей, сам себя он не спрашивал об этом. Все думают, что этот метод для него, что он занимался Атма Вичарой, этим методом, который непосредственно идёт от него. Но он это сделал для людей, а сам никогда не занимался, потому что сам был этой душой – нечего спрашивать, и не у кого, и некому, он уже реализован в ней. А когда человек просто спрашивает: «кто я?», то разум очень не любит этого вопроса, он как бы подвисает, он как будто в шоке немножко. Вот он останавливается на секунду и при определенной частоте тела, ума может воспринять высшую благодать. Если это происходит чаще и чаще, то можно приблизиться к просветлению, но здесь возникает вопрос, выдержишь ли ты его? А это может знать только просветлённый мастер рядом с тобой. Ты сам не можешь этого знать, почувствовать, тебе это только кажется.

Расскажите, пожалуйста, о вашем ашраме, о том, что вы делаете, как с вами можно связаться другим людям, как можно с вами взаимодействовать и можно ли вообще? Расскажите о вашем учителе –  чем отличается его учение от других течений, в чём заключается его основа, через что он идет? Какие методы у вашего учителя, у вас?

Если коротко, это система Шивананда-йоги. В принципе, это классическая йога, Раджа-йога, как её ещё называют, восьмиступенчатая йога Патанджали. Достаточно известная классическая йога. Принцип – во благо всего живого. То есть, если спуститься на землю в плане слов, то мы с помощью йоги, знаний йоги, собственного опыта и опыта предыдущих учителей просто стараемся помогать людям хотя бы на уровне здоровья, хотя бы на уровне равновесия баланса, снятия стресса, тех же заболеваний, которые возможно излечить с помощью йоги, повышать духовный интеллект. То есть это помощь людям на всех уровнях: ментальном, физическом, психическом, духовном, с помощью методов йоги. Это цель нашей деятельности. Я сам провожу уроки. В соцсетях я пишу свои афоризмы, снимаю много разных видео, что способствует общему поднятию интеллекта. Даже обычного интеллекта, даже не обязательно духовного. Это тоже неплохо для саморазвития. Довольно часто удаётся избавить человека от какого-то типа страданий, психологического или физического. Вот, собственно, такие простые и понятные вещи.

Читайте также: «Магия утра: как первый час дня определяет ваш успех». Рецензия на книгу Хэла Элрода

Йога достаточно эффективна, поэтому она очень распространена. Это даже уже не мода. Мода была какое-то время, потом она спадала, сегодня это уже потребность. Сегодня каждый четвертый принимает какое-то психотропное лекарство. Это эпидемия сегодняшнего дня – стресс, человек не выдерживает просто столько информации. Такой вид – то есть просто заболевают, система не держит. Я не говорю, что традиционная медицина – это плохо, иногда это совершенно необходимо. Те же антидепрессанты и так далее. Я не резко против этого. В некоторых клинических тяжелейших случаях это уместно. Но йога – очень хороший помощник в отношении общего баланса, избавления от каких-то заболеваний. Вот этим мы занимаемся. Причём, помогаем людям как можем с помощью йоги.

Что касается учителя, чем Шивананда отличается от других? Он сделал основное, что обязательно делает каждый настоящий гуру, гуруджи, настоящий мастер, а не просто учитель. Он оставляет древний опыт всех поколений и адаптирует эту систему под сегодняшний день. Это невероятный труд.

Шивананда было доктором, причём очень неплохим, очень современным человеком, знающим языки. Он работал в разных странах, был очень современный, тем не менее, он сделал то, что должен был делать учитель. То есть те вещи, которые были в священных текстах, например, «сделай 600 раз это упражнение», которое современный человек и три раза не сделает сегодня, — по ним просто невозможно заниматься. Взять любое учение, я не говорю крайнее – даже умеренное: тебе всего лишь нужно уйти от мира, сесть в позу лотоса и для начала, чтобы войти в определенное состояние, сделать 400 раз определённое упражнение. И написано, что это вполне подойдет для самого начинающего. Такие вот условия. Но это нереально абсолютно. И мастера, которые действительно разбираются в йоге, познали себя, знают йогу хорошо, знают просто физиологию, анатомию, саму суть человека, они очень сильные психологи. Так вот, Шивананда как раз был таким мастером, который очень виртуозно соединил настоящую йогу с энергетикой, с её корнями с возможностями современного человека.  Вот эта задача соединения весьма сложная, почти непосильная человеку, который просто занимается йогой или простому учителю йоги. Это почти невозможно сделать. Это нужно знать одновременно и английский, и всего человека, как он устроен, и санскрит, и самому обучиться йоге. Слишком много факторов. Ещё и просветлённым быть. Вот такого уровня человек может создавать подобного уровня систему. Это то, что отличает Шивананду. Он не единственный, который сделал это, но, если подумать навскидку, кто ещё это смог сделать, я даже не припомню. Почти никто. Либо человек создал свою систему уже сегодня как бы в отдельности от всего опыта, либо он слишком ортодоксален, то есть не вписывается в жизнь, он может совместить это ни с семьёй, ни с жизнью, ни с собой. Не получается интегрироваться. Это даже не прошлый век. Как было несколько тысяч лет назад, он делает то же самое. Как ему сказали, он так же повторяет. Это могут сделать несколько человек, но не огромное количество людей, это не будет служение для людей в целом. Таких учителей, которые всё-таки сумели сделать так, чтобы йога не стала просто аэробикой, не стала просто растяжкой; чтобы осталась духовная традиция, действительно действующая, которая меняет человека в общую сторону, развивает, которая ему посильна, понятна, которую реально сделать даже в нашем сумасшедшем доме. Это возможно. Именно это отличало Шивананду. Очень мало тех, кто смог сделать такой синтез, не потеряв прошлое и интегрировавшись в настоящее.

Сама система не отличается от очень многих. Классическая раджа йога, те же асаны, пранаямы, медитации, релаксации, мантры, тексты. Но с хорошими комментариями, адаптированными под сегодняшний день.

Вы живёте в Америке?

Да, я живу около 30 лет в Нью-Йорке.

У вас есть онлайн-уроки? Как с вами связаться людям из России?

Онлайн-уроков я не провожу. Ко мне сюда приходят. Со мной можно совершенно бесплатно проконсультироваться в любом мессенджере, во всех соцсетях. Я могу ответить на какие-то вопросы, как-то скорректировать. Это я делаю ежедневно по много раз.

Я очень открытый человек – всем отвечаю. Но могу ответить не сразу.

Спасибо Вам за эту беседу!

_______________________________

Как связаться с Павлом:

Мультиссылка на все платформы: https://taplink.cc/pavelkalaginyoga

Сайт: https://pavelkalaginyoga.com/

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter.