ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Биография Гаутамы Будды

Будда с учениками

Сиддхартха Гаутама, известный во всем мире как Будда, что означает «пробужденный, просветленный», является великим духовным учителем и основателем одной из главных мировых религий – буддизма, хотя он сам не считал себя основателем, он видел в себе учителя, который пошел нетрадиционным для того времени путем. Также у него есть другие имена: Сугата («тот, кто идет во благе»), Татхагата («так пришедший»), Локаджьештха («тот, кого почитают миром») и др.

Сиддхартха Гаутама считается одной из главных фигур в буддизме. Его глубокие изречения, проповеди, беседы с учениками, а также мудрые повествования о наставничестве и просветлении стали основой для канонических буддистских текстов. Среди них — тибетский Ганчжур, палийская Трипитаки, китайская Типитаки. Также Будда относится к важным персонажам Нью-эйдж учений и ряда дхармических религий.

Рождение Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни

Конечно, легенды и всякие мифические рассказы тесно переплетаются с реальной жизнью Гаутамы. Но то, что этот человек действительно существовал, подтверждают многие документы, сохранившиеся до наших дней.

Появлению великого духовного наставника на свет предшествовало провозглашение. После боги решили, кому предстоит стать Буддой, явились к нему и попросили родиться на земле. Будущий Будда избрал место появления – Срединное царство в Индии (в Джамбудвипе), род – касту кшатриев, мать – чистую Майю, добродетельность которой доказывалась на протяжении многих предыдущих жизни. Но это легенда.

Согласно традиционной биографии, будущий Будда был рожден в непростой семье – у раджи и главы племени шакьев. Отца звали Шуддходана Гаутама, он правил небольшим северо-индийским княжеством, столицей которого был город Капилаваттху. Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. Но чтобы стать тем, кем он стал, Сиддхартха прожил ни одну жизнь. А родился он примерно в 560 году до нашей эры.

Еще одна легенда гласит: зачатие Будды было предсказано в вещих снах. Божества перенесли Махамайю в Гималаи, где она была выкупана, одета, украшена цветами и оставлена в золотом гроте. И Будда вошел в материнскую утробу в образе белого слона. Само зачатие сопровождали тридцать два природных знамения.

Махамайя отправилась рожать в отчий дом. Только роды начались раньше, в дороге, и ребенок появился на свет в роще Лумбини (неподалеку от современной границы Индии и Непала). В момент рождения содрогнулась земля. Спустя несколько дней царица Махамайя умерла.

Древние писания повествуют, что новорожденный обладал взрослым разумом и сразу заговорил. Среди самых первых были слова про освобождение человечества от страданий. Он сразу умел ходить и сделал несколько шагов на север, юг, запад и восток, а на его следах распускались цветы лотоса. Провидец Асита, приглашенный благословить младенца, предсказал, что ребенку суждено стать чакравартином (то есть великим царем) или святым Буддой.

На пятый день после рождения отец провел церемонию называния ребенка. Он был наречен Сиддхартха, то есть «добившийся своей цели». Ученые брахманы, которые были приглашены на церемонию, подтвердили великое будущее Сиддхартхи.

Детство и брак

Воспитанием Сиддхартхи пришлось заняться его тете Махе Праджапати, которая приходилась младшей сестрой его умершей матери. Чтобы сын вырос в великого царя, Шуддходана решил полностью оградить его от любого человеческого горя и страданий, оберегать от всех религиозных знаний, которые могут повести по великому духовному пути.

Для мальчика было построено три роскошных дворца, в которых он попеременно жил в благости и в радости, полностью отстраненный от всего, что связано с горем, не видя старости, болезней, несчастий. Его окружали богатство и красота. По развитию Сиддхартха намного опережал сверстников, он был любознателен и достигал больших успехов в спорте, в науках.

В 16 летнем возрасте юноша женился на своей кузине, принцессе Яшодхаре, руки которой он добился ценой победы в нескольких состязаниях. Совсем скоро молодая жена родила сына, названного Рахулой. Следующие годы жизни были безмятежны и полны спокойного счастья. До 29 лет Сиддхартха безмятежно прожил принцем Капилавасту, не испытывая нужды и не зная страданий.

Отстранение и аскетизм

На тридцатом году жизни принц стал всерьез интересоваться тем, что происходит за высокими стенами дворца. Он пришел к пониманию, что материальные блага не есть конечная цель земной жизни.

Однажды Сиддхартха выбрался ненадолго из дворца и стал свидетелем «четырех зрелищ», которые навсегда изменили его мировосприятие. Он увидел:

  1. отшельника,
  2. нищего оборванного старика,
  3. безнадежного больного,
  4. труп, который уже начал разлагаться.

К юноше пришло горькое осознание: в земной жизни для всех неизбежны человеческие болезни и страдания, всех ожидают старение и смерть. Знатный род, высшая каста, как и богатство, не станут от них защитой.

Единственным способом постигнуть причины страданий и избавиться от них является самопознание. Шокирующее открытие подвигло молодого принца оставить дворец, семью, огромные богатства, пойти странствовать в надежде найти и познать себя. Он хотел через самопознание найти способ помочь всем людям избавиться от страданий.

Сиддхартха решил тайно покинуть дворец и выехать за город, переодевшись в одежду нищего. «Великое Отправление» – именно так названо событие.

Аскетичная и полная лишений жизнь Сиддхартхи началась с попрошайничества милостыни на улицах в городе Раджагриха . Об этом стало известно царю Бимбисаре, и он предложил принцу свой трон. Тот отказался, дав слово навестить царство Магадха, когда достигнет просветления.

Вскоре Раджагрих остался в прошлом, два старых брахмана-отшельника начали обучать юношу премудростям йогической медитации. Познав учение Каламы, он неожиданно был удостоен чести от самого Каламы, который предложил примкнуть к его общине. Молодой человек согласился, однако вскоре ушел. Затем он некоторое время был учеником Удаки Рамапутты, которого также покинул, когда освоил и стал практиковать медитативное сосредоточение на самом продвинутом уровне.

Путь молодого человека лежал на юго-восток Индии, там он решился на полную аскезу с умерщвлением плоти. Он искренне верил, что таким способом достигнет желанного просветления. Вместе ним было пять аскетов. Спустя 6 лет, когда он находился между жизнью и смертью, вдруг пришло понимание, что суровые аскетичные методы не принесут просветления, они только изнуряют физически и рассеивают разум, а для духовных практик очень важно сохранять осознанность.

И  Сиддхартха намерился кардинально изменить свой путь. Он вдруг вспомнил, как в детстве на одном из праздников он смог погрузиться в транс. И пришло озарение: ведь еще будучи ребенком, он пережил состояние дхьяны (блаженства) на одном из праздников…

Просветление (пробуждение)

Сиддхартха попрощался со спутниками-аскетами, в одиночестве добрел до рощи Урувелла, что неподалеку от Гайи. Изможденный и уставший, он встретил дочь пастуха, принял рис из ее рук, после чего остался сидеть под деревом, поклявшись самому себе медитировать, пока не познает Истину. Сейчас это дерево известно как дерево Бодхи.

Злой демон Мара пытался разрушить сосредоточение Сиддхартхи, однако все испытания – бури, демоны, красавицы – нисколько не испугали медитирующего.

49 дней глубокой медитации с полным погружением в себя, в сосредоточении… И в полнолуние вайшакха Гаутама достиг состояния Пробуждения. В эту ночь ему исполнилось 35 лет.

Наконец-то он познал всю суть человеческих страданий – природу и главную причину, понял, какие шаги нужно пройти, чтобы забыть о страданиях. Так принц Сиддхартха стал Буддой, то есть «просветленным».

Его просветленные знания получили название — «Четыре благородные истины» и впоследствии стали одним из основных учений буддизма.

Четыре Благородные истины (кратко):

  • существует само страдание,
  • существует желание как причина страдания,
  • существует нирвана как прекращение страдания,
  • существует Восьмеричный путь к нирване.

Сначала Будда сомневался и не верил, что люди, души которых наполнены ненавистью, алчностью, жаждой зла и обмана, другими пороками, смогут понять и принять истинную Дхарму (Учение). Но высший дэв Брахма Сахампати убедил его быть милосердным, простить и нести Дхарму.

Будда дал согласие стать Великим Учителем!

Создание Сангхи (общины)

Первыми учениками стали два торговца. Великий Учитель даровал им несколько волосков со своей головы, они хранятся сейчас, как драгоценная реликвия, в пагоде Шведагон.

1-ая священная проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» прозвучала в Оленьей Роще. Будда изложил «Четыре Благородные Истины» и указал, каким должен быть Восьмеричный Путь. Так он смог запустить Колесо Дхармы. Его слушали те самые пять аскетов-товарищей, с которым он путешествовал в прошлом. Они же стали членами буддистской Сангхи – так свершилось формирование Триратны, то есть Трех драгоценностей буддистской доктрины (Будда, Дхарма и Сангха). Впоследствии все из этих аскетов смогли стать архатами.

Артах — это тот, кто вышел из постоянного колеса перерождений и обрел покой.

Немного позже в Сангху вошел Яса со спутниками, три брата Кассапа с тысячью последователей и учеников. Все они осознанно решили нести Дхарму остальным людям.

Распространение Дхармы

Будда был наставником для самых разных людей. Он неутомимо путешествовал по долине индийской реки Ганг, читая проповеди всем, кто его слушал. Монахи из Сангхи сопровождали его 8 месяцев в году, оставшееся время, в период дождей, оставались пережидать непогоду в каком-нибудь монастыре или лесу. Вскоре у Сангхи появился свой монастырь неподалеку от Раджадриха – подарок царя Бимбисара, а затем и роща вблизи Шравасти – щедрое приношение одного купца.

Шуддходане донесли о просветлении сына, и отец отправлял девять делегаций с просьбой о возвращении в Капилавасту. Все их участники стали членами Сангхи. Будда направился в родной город после появления еще одной группы, в которой был его друг детства.

На просьбу названой матери Махи Паджапати войти в Сангху Будда ответил отказом, но через некоторое время она была принята в общину вместе с другими благородными женщинами. Единственный сын после взросления тоже пожелал вступить в Сангху и впоследствии стал одним из архатов. А отец Будды принял учение своего сына. В последствии и другие цари приняли буддизм.

Завершение колеса жизни и переход в Паринирвану

В возрасте 80 лет Будда огласил, что в скором времени его ждет достижение Паринирваны. Так называется состояние абсолютного покоя, которое не есть «смерть», не есть «бессмертие», оно вне разума, вне понимания. Будда спокойно принял в пожертвование трапезу (по одной из версии в ней были ядовитые грибы), заметив: «только Пробудившийся может принять подобную жертву».

Перед самым уходом он долго разговаривал со своими близкими учениками, дал последнее наставление – нужно всегда следовать за Дхармой. Не лидер должен быть путеводителем, а само Учение.

Затем произошел Великий переход в Паринирвану, тело Учителя было кремировано по обряду для Вселенского Властителя. Его завернули в пятьсот слоев ткани, положили в железный гроб, заполненный маслом, закрыли двумя крышками и сожгли на костре. Останки поделили на восемь частей и сложили каждую часть в урну, над урнами возвели специальные ступы. Девятую ступу построили на месте погребального костра, десятую – над гробом.

По легенде, один из учеников достал зуб Будды из погребального костра. Этот зуб на протяжении многих веков хранился в Индии, а затем его перевезли на Шри-Ланку, где специально для драгоценной реликвии построили Храм Зуба.

Input your search keywords and press Enter.