Что такое самадхи: четыре этапа и как его достичь

Основные этапы самадхи

Наша повседневная жизнь полна мыслей, мечтаний, желаний, отвлекающих факторов, а иногда счастья и боли, связанных с ними.

Сознание всегда получает огромное количество информации. Иногда оно бодрствует, а иногда что-то подсказывает нам через сон. Ум всегда занят мыслями. Это основная причина, по которой мы склонны ошибочно ассоциировать себя со своим телом или умом.

Махарши Патанджали

Философия йоги пытается ответить на это замешательство, предлагая нам восьмиступенчатый путь к самосознанию. Махарши Патанджали объяснил в своих «Йога-сутрах» 8 шагов к реализации Высшего Я.

Последняя или восьмая ступень йоги — самадхи. Это слово понимается в основном в терминах надгробия или могилы. Но чтобы понять, что на самом деле представляет собой стадия самадхи, нам, возможно, придется поразмыслить над ее буквальным значением.

Значение самадхи

Самадхи состоит из двух санскритских слов «сама» и «дхи», что означает «невозмутимость» и «буддхи» или «интеллект» соответственно. Таким образом, состояние, в котором человек достигает невозмутимости на всех уровнях своего интеллекта, называется самадхи.

Самадхи можно понимать как состояние ума, когда он полностью поглощен мыслями так, что их количество и качество становятся равны. Когда наш ум полностью поглощен мыслями, объектом или идеей, даже на короткое время, это можно назвать самадхи.

Читайте также: Поза лотоса (Падмасана): как делать, преимущества и меры предосторожности

Другое значение слова самадхи — «завершение». Точно так же, как проблема заканчивается только тогда, когда мы ее решаем, самадхи понимается как полное завершение мысли. Поэтому говорят, что человек, достигший полного понимания своего истинного «я», достиг состояния самадхи.

Еще одно значение слова самадхи — «собирать». Состояние, в котором субъект (медитирующий), объект медитации и знание объекта объединяются, образуя союз, является состоянием самадхи. Здесь человек, который медитирует, соединяется с самим процессом медитации, не оставаясь индивидуальностью, но становясь единым с источником всей вселенной.

Познание собственного Я

Так что же такое самадхи?

Самадхи — это высшее состояние йоги, в котором йог соединяется с высшим «я», устраняя все умственные модификации (читта вритти). Можно сказать, состояние безмыслия, единства или абсолютного блаженства.

В самадхи устраняется осознание различия между субъектом и объектом, так что остается только чистое сознание. Согласно Патанджали-йога-сутре 1.14, когда прекращается усилие оставаться в состоянии чистого сознания, наступает самадхи, при котором ум полностью поглощается Атманом.

Есть 8 шагов, которые нужно освоить, прежде чем достичь самадхи.

  1. Ям (наблюдение)
  2. Нияма (воздержание)
  3. Асана (позы)
  4. Пранаяма (управление дыханием)
  5. Пратьяхара (устранение чувств)
  6. Дхарана (решимость)
  7. Дхьяна (медитация)
  8. Самадхи (самореализация или нирвана согласно буддийской философии).

На что похоже состояние самадхи?

Состояние самадхи характеризуется безмолвием ума, погружением индивидуальности в высшее сознание, реализацией высшей идентичности и единением с ней.

Только из этих характеристик мы можем сделать вывод, что достижение состояния самадхи — непростая задача. Оно не приходит к нам по счастливой случайности. Йоги должны прилагать к этому усилия и посвящение. Вот почему это, вероятно, последняя стадия йоги. Как и все другие части йоги, самадхи также требует много созерцания и практики.

По мере того, как йоги продвигаются вперед по пути Йогабхьясы (изучения йоги), когда они избавляются от всех желаний, отвлекающих факторов и становятся чисто саттвичными (уравновешенными), их желание приблизиться к Высшему Я возрастает. Таким образом, после интенсивной практики дхараны и дхьяны раскрывается состояние самадхи. При этом йог не чувствует никаких отвлечений ума. Он становится единым целым с большей идентичностью, которая является Высшим Я или Брахманом.

Состояние релизации

Йог полностью теряет связь с материальным миром и соединяется с внутренним «я». Состояние самадхи при этом называется состоянием реализации. Когда нет смысла ни в чем другом, кроме Брахмана. Йог будет погружен в источник всех знаний, вселенной и существования. Он будет знать, что тело и имущество ложны, ум ложен, и только то, что истинно, есть Брахман или высшее сознание.

В состоянии самадхи нет восприятия времени или пространства. Человек абсолютно един с Высшим Я и утратил материальное сознание. Однако потеря материального сознания не означает, что человек не способен использовать свое сознание или интеллект. Он превзошел все эти способности только для того, чтобы оставаться в фазе чистого блаженства.

Стадии самадхи

Основываясь на различных практиках достижения самадхи до тех пор, пока, наконец, не появится освобожденное состояние, или кайвалья, его можно разделить в основном на два типа. Сначала йоги достигают сампраджнята-самадхи, а затем, с более глубокой медитацией, достигают асампраджнята-самадхи.

Махарши Патанджали говорит, что работа ума — читта вритти — является препятствием на йогическом пути к освобождению. Эти 5 вритти должны быть устранены, если человек хочет достичь Абсолютной Истины.

Как остановить эту беспокоящую работу ума и оставаться в состоянии самадхи в течение длительного времени? Процесс поэтапный, как и любое сложное математическое уравнение. Для этого Патанджали объяснил стадии самадхи.

Есть четыре стадии самадхи. Это то, что сопровождает витарка самадхи (рассуждение), вичара самадхи (размышление), сананда самадхи (экстаз) и асмита самадхи (осознание себя). Когда человек способен чувствовать все вышеперечисленное, говорят, что он находится в высшем состоянии сампраджнята самадхи.

1. Сампраджнята самадхи

Это первый уровень самадхи, поскольку он включает в себя не разрушение окружающими нас переживаниями, а следование конкретной медитации, сопровождаемой аргументацией, обдумыванием, счастьем и саттвичным эгоизмом. Это не постоянное состояние, и каждый должен вернуться из этого самадхи в обычное сознание.

Сампраджнята самадхи

Сампраджнята самадхи — это то состояние, в котором йог опирается на грубый физический объект, идею или мысль для медитации. С помощью этой поддержки йог получает психические силы (сиддхи) и полное знание этого объекта.

В этом состоянии самадхи йог вовлечен в тапас, но все еще доступен миру. Это означает, что он осознает свое окружение и может чувствовать большие изменения, происходящие снаружи вокруг него. Но он использует свое знание, чтобы различать внешнее и внутреннее, и таким образом достигает состояния Сампраджнята самадхи, не отвлекаясь на тривиальные изменения. Йог не реагирует на внешние события, даже если он осознает их.

Сампраджнята также называется сабиджа самадхи, так как в ней не уничтожаются самскары (семена прошлой кармы). Так или иначе, мы все еще запутались в узах кармы, даже находясь в этом самадхи. Ведантисты называют это савикальпа самадхи.

Стадия 1. Савитарка и Нирвитарка самадхи

Тарка относится к нашей способности рассуждать. Савитарка — это стадия самадхи, которая предлагает нашему уму полезные рассуждения и сопровождается аргументацией.

Однако это этап борьбы, когда человек связан с физическим миром, но хочет достичь мира Предельного. Но по мере развития садханы йога эта внутренняя борьба преодолевается, и йог готов достичь мира высшего сознания.

Читайте также: 45 причин заниматься йогой

За савитаркой находится нирвитарка — еще одна более высокая стадия самадхи, на которой человек теряет связь с физическим чувством пространства и времени и понимает существование вселенной как таковой. Йог превзошел состояние осознания вселенной. Сейчас он находится в той фазе, когда он является частью вселенной.

Стадия 2. Савичара и Нирвичара самадхи

Савичара — это высший опыт, в котором йог способен приносить мысли, но его ум чрезвычайно спокоен. Он общается с большой вселенной, но понимает ее действия через пространство и время. Йог знает, что он является формой энергии, который медитирует на большую форму энергии, которая существует в форме высшего сознания.

На ступень выше находится нирвичара самадхи, в котором нет разницы между двумя энергиями. Йог осознает, что он больше не энергия, медитирующая на высшем сознании, но он сам является этим сознанием. Он полностью потерялся в пространстве и времени и един с Всевышним.

Савичара и Нирвичара самадхи

Стадия 3. Сананда самадхи

На следующей стадии самадхи мысли йога полностью уравновешены. Каждый аспект его системы находится в равновесии. Поток праны уравновешивает свой путь и теперь течет в Сушумна нади. Когда все системы находятся в совершенном равновесии (саматва, как упоминается в Бхагавадгите), йог приходит в состояние блаженства.

Эта счастливая стадия называется Сананда самадхи. Здесь разум человека пуст, без мыслей, и его сопровождает только одно чувство. Это чувство блаженства.

Стадия 4. Сасмита самадхи

Когда йог поднимается на следующий уровень, уровень за пределами блаженства, он достигает стадии, на которой нет чувства эго или идентичности. Это самость сливается со вселенной, и то, что остается, является лишь отражением всепроникающего сознания.

Стадия сасмита самадхи включает в себя чувство самости, которое есть вселенная. Когда йог стабилизируется на этой стадии и будет медитировать дальше, он будет ощущать более тонкие аспекты вселенной. И, пройдя их, он достигнет Мокши.

2. Асампраджнята самадхи

Асампраджнята самадхи

Это второй уровень состояния самадхи. Это называется абстрактной медитацией, поскольку нет объекта или мысли для медитации.

В асампраджнята-самадхи йог становится полностью чистым, свободным от желаний и избавляется от всех привязанностей материального мира. Он полностью погружен в мир за пределами физического, где начинается путешествие к самореализации.

Любое внешнее вмешательство не имеет значения, и йог не будет реагировать ни на какое внешнее влияние. Он углубляется в медитацию, пока не наступает момент, когда все остальное теряет смысл и остается только Высшая идентичность.

Как достичь самадхи?

Можно задаться вопросом, актуально ли состояние самадхи в повседневной жизни. Можно достичь состояния самадхи и оставаться в нем какое-то время даже среди наших повседневных дел. Осознание нашего чистого существования возможно, если мы ежедневно медитируем, шаг за шагом продвигаясь по пути Кайвальи.

Согласно комментарию Вьясы к йога-сутре 1.1, йога — это самадхи. А самадхи, как говорят, находится во всех 4 состояниях ума (читта). Это означает, что даже в нашей повседневной жизни, когда мы вообще ничего не осознаем, мы можем находиться в самадхи в течение короткого промежутка времени. Но на йогическом языке самадхи называется только тогда, когда ум находится в двух последних высших состояниях; Экагра (однонаправленный) и Нируддха (полностью сконцентрированный).

Как достичь самадхи

В нашей повседневной жизни бывают определенные моменты концентрации, когда мы полностью поглощены задачей, забывая обо всем вокруг. В такой ситуации мы полностью поглощены задачей, которую делаем. Например, художник может забыть о своем непосредственном физическом мире, рисуя тонкий мазок.

Сначала может быть несколько тяжело начать картину, как на первой стадии савитарка самадхи. Но по мере того, как художник погружается в процесс, он получает контроль и, используя свой интеллект, художник поднимается до следующего состояния нирвитарки. При этом он настолько погружается в картину, что сам становится частью процесса.

Поднимаясь к следующему этапу, состоянию савичара, художник может общаться со своим объектом медитации. Он способен понять каждый способ написания картины, он понимает свою вселенную, оставаясь в сознании. Затем, в состоянии нирвичара, он сопоставляет свою энергию с энергией вселенной и полностью находится в состоянии безмыслия.

Рутинные задачи, которые мы выполняем, требуют много размышлений, принятия решений и воображения. Когда мы с помощью йоги и медитации очищаем свой ум от всего ненужного или нереального давления мыслей, мы расчищаем себе путь к более высокому и продолжительному состоянию самадхи.

Заключение

Состояние самадхи объясняется различными терминами в индийских писаниях. То, что Патанджали называет самадхи или кайвальей, Будда называет нирваной. Все эти состояния, по существу, передают одно и то же состояние безмыслия, отсутствия желаний и непривязанности.

Читайте также: Теория Будды о достижении нирваны

Стадии самадхи достичь очень трудно. Махарши Патанджали говорит, что две практики могут поднять медитирующего на пути йоги — абхьяса (самообучение) и вайрагья (непривязанность). Их последовательная практика может привести к реализации более высоких стадий, и йог может достичь состояния самадхи.

Вершина достижения стадии самадхи

Когда мы избавляемся от физических удовольствий, желаний и продвигаемся к пониманию самого себя, мы приближаемся к формированию связи с большей идентичностью. Иногда материальные объекты, чувства, наша читта вритти могут вернуть нас назад, ухудшая наш прогресс в достижении самадхи. Но именно поэтому мудрец Патанджали объясняет абхьясу и вайрагью.

Союз с Высшим Я — это долгий путь. Это возможно, если мы останемся преданными нашей йогической садхане. Желаем вам всего наилучшего в этом увлекательном путешествии по поиску своего Сварупы!

Input your search keywords and press Enter.