Теория Будды о достижении Нирваны

Картина Будды Гаутамы

Теория Будды представляет собой те основополагающие идеи, которые сейчас являются канонами буддизма. Прошло много веков, а истины и правила, им проповедуемые, остаются для буддистов неизменными. Что примечательно. В древнеиндийских книгах и манускриптах все, что касается мировоззрения Шакьямуни, его учения, его проповедей, взглядов, излагает настолько просто, что не может трактоваться двусмысленно или иметь скрытый подтекст.

Главная максима учения Будды гласит, что постоянства земной жизни вообще не существует. Это, по его представлениям, и есть «огонь, самое великое из всех зол, которое пожирает весь мир». Сложное всегда распадается, рано или поздно, а родившееся умирает. Все преходяще и не длится вечно. Миром правит смерть, и ничто не может скрыть от нее человека.

Вместе с тем, смерть не становится освобождением от страданий. Человек умирает, но это не конец. Он заново рождается в новой земной жизни, затем опять умирает… Колесо перерождений никогда не останавливается, оно непрерывно вращается… И от этого постоянного круговорота существует единственное спасение – Нирвана. Именно Нирвану должен постигнуть человек, если желает избавиться от страданий.

Любое бытие и есть страдание. Чтобы страдание было уничтожено, само бытие должно разрушиться до основания – это означает «погаситься в Нирване».

Четыре благородных истины

В основу своего учения Будда положил понятие Четырех истин. Насколько они просты, настолько глубоки и сложно постижимы на духовном уровне. Но полное познание этих истин дает достижение Нирваны – редкого состояния вечного покоя и просветления, высшего состояния, когда уничтожаются все страсти. Нирвана является последней степенью нравственного совершенства.

Catvāri āryasatyāni (чатвари арьясатьяни) — 4 благородных истины на санскрите . Также их называют — четыре истины Святого

Первая истина. О постоянном присутствии страдания. Все существующее подлежит страданию. Рождение и смерть, недомогание, болезнь и старость, разлука с дорогими людьми, неисполнимость желаний, беды и невзгоды на жизненном пути – все есть страдание.

Вторая истина. Об истинной (единственной) причине страдания. Причиной любых страданий являются человеческие страсти, жажда бытия, которая неизменно ведет человека по круговороту от перерождения к перерождению.

Третья истина. О возможности уничтожения страдания. Страдание уничтожается через абсолютное освобождение от всех человеческих страстей.

Четвертая истина. О единственном пути уничтожения страдания. «Благородный восьмичленный путь» – тот самый, в конце которого приходит главная награда в виде Просветления (Нирваны).

Первые две истины являются теоретической базой учения, подразумевают знание ради просветления. Вторые несут более практический характер и в некотором смысле подразумевают руководство к действиям. Страдания – неизбежная часть жизни каждого человека, но при этом всегда есть возможность избавиться от них.

«Десять цепей»

Познания вышеуказанных четырех истин недостаточно для достижения Нирваны. Человек также должен полностью освободить себя от «десяти цепей». Эти «цепи» можно назвать «предэтапом» к познанию истин, они приковывают к существованию страданий:

  1. заблуждение в неизменности души, или «я»;
  2. сомнения, отсутствие веры в существование пути к освобождению и просветлению;
  3. убеждение в «действенности» и в обязательности религиозных обрядов – в том, что молитвы, жертвоприношения, почитание религии ведут к спасению;
  4. недоброжелательность, ненависть, равнодушие к близким;
  5. чувственные желания, плотские страсти;
  6. желание жизни на небе;
  7. любовь к настоящей, земной жизни;
  8. неведение;
  9. гордость;
  10. высокомерие.

Люди, которые не познали истин, но при этом освободились от всех «цепей» и очень близко подходили к просветлению, становились анагаминами (низшая степень) или архатами (высшая степень).

Личность самого человека

Шакьямуни придавал огромное значение тому, какие поступки совершает сам человек. Причем существование зависит от тех дел и поступков, которые были в предыдущие жизни.

Дело является началом и причиной любого существования. Качество дел определяет форму рождения человека в будущем. Кто совершает злые поступки, того преследует страдание. А за творящим добрые дела следуют блаженство и счастье. Это есть закон морального воздаяния.

Если человек ведет справедливую и строгую жизнь, выполняя нравственные правила, которые даются Буддой, с течением времени он может надеяться на полное избавление от бед и страданий. В своих проповедях и изречениях Будда говорил о важности, которую несет форма благородного человека. Ведь только в ней возможно освободиться от переселений.

В жизни Будды был период, когда он верил, что высшего просветления можно достигнуть через полную аскезу и умерщвление плоти. Однако он убедился, что это неправильный путь. По мнению Будды, аскетизм выражается, в первую очередь, в соблюдении нравственной чистоты. Чтобы дойти до состояния Нирваны, не нужны тяжелые покаяния, полное отречение от мирского или жестокие истязания плоти.

Будда установил простые и понятные нравственные правила:

  • не забирать и сохранять жизнь любого существа, отказаться от намеренного причинения зла;
  • всегда выбирать чистоту и целомудрие;
  • уважать любую чужую собственность;
  • блюсти воздержанность в том, что ешь и пьешь: принимать пищу один раз в день, отказаться от хмельных напитков;
  • быть правдивым;
  • удалиться от светских развлечений и плотских удовольствий;
  • не носить украшения и предметы роскоши;
  • жить в простоте.

Ученики Будды должны были жить в добровольной бедности, спать на низком ложе, полностью отказаться от мясной пищи. К людям, которые хорошо поступают только на словах, Великий Учитель относился с глубоким презрением. Он сравнивал таких людей с цветами красивой окраски, но без благоухания.

Главная цель Будды и его учения – спасение человечества через его нравственное улучшение. При этом ни в одной из легенд или древних индийских книг нет его высказываний против каст. Он проповедовал не общественное равенство, а его самое начало – равенство религиозное.

Input your search keywords and press Enter.