Понимание связи ямы и ниямы: первые две части йоги

йога медитация

Часто философия йоги интерпретируется как учение, связывающее наш мир с неизбежным страданием. Однако при правильном анализе становится очевидным, что наша жизнь может приводить нас к духовному и интеллектуальному освобождению.

Наш повседневный опыт, который мы считаем ответственным за страдания, может иметь последствия в виде глубоко освобождающих прозрений. Если только мы сможем соответствующим образом переориентироваться на них.

Восемь ступеней йоги дают нам эту перспективу. Сборник мудреца Патанджали «Йога-сутры», написанный в 400 г. н.э., был первым, в котором была введена система «восьми конечностей».

Согласно работам Патанджали, йога — это дисциплина, которая ведет к пробуждению себя, чтобы соединиться с единством вселенной. Если вы подумаете о дисциплине йоги как о колесе, то восемь ветвей — это его восемь спиц, которые поддерживают друг друга и вместе делают колесо функциональным.

Читайте также: ТОП 15 книг Ошо, которые сделают вас счастливее

Что же это за восемь ступеней йоги? Вот они: 

Что такое яма и нияма?

5 ям и 5 ниям — это первые две из восьми частей, которые в совокупности составляют 10 этических принципов йоги и обязательные для йога правила. 

Пять ям — это социальная этика йоги, взаимодействующая с внешним миром и включающая:

  • ахимсу (ненасилие);
  • сатью (правдивость);
  • астею (неворовство);
  • брахмачарью (воздержание);
  • апариграху (несобственничество).

В то же время 5 ниям фокусируется на наших отношениях с собственным физическим и психологическим «я». Это:

  • суча (внутренняя и внешняя чистота);
  • сантоша (удовлетворенность);
  • тапас (самодисциплина);
  • свадхьяя (самообучение);
  • ишварапранидхана (отдача высшей силе).

Взаимодействие между ямой и ниямой

Божество индийское слон

Ямы и ниямы вместе составляют основу, необходимую для практики йоги, которая в самых начальных текстах «Йога-сутр» определяется как читтавртиниродха или «прекращение умственных колебаний».

Комбинация практик ямы и ниямы может избавить ваш ум от колебаний (вритти на языке йогов). 5 ям сосредоточат ваше внимание на перестройке социальной динамики и отношений, чтобы уменьшить вред, наносимый себе и другим. Можно сказать, что ниямы — это частное применение абстрактных идеалов ямы. Нияма сосредоточена на тонких, но конструктивных действиях, которые человек культивирует как образ жизни, чтобы углубить связь между разумом и телом.

Вместе яма и нияма подготовят ваш разум и тело к путешествию к духовному и интеллектуальному освобождению. Яма и нияма настолько неразрывно связаны, что на практике эти добродетели почти неотделимы друг от друга. Например, подумайте о сантоше (удовлетворенности), 2-й нияме, и апариграхе (отказе от обладания), 5-й яме. Вы не можете быть довольны, если вы собственник. А несобственничество автоматически ведет к удовлетворенности. 

В какой-то момент ваши действия и мысли являются несобственничеством или апариграхой. И такое физическое и психическое состояние, которое это действие устанавливает внутри вас, называется самоудовлетворенностью или сантошей. Если яма фокусируется на том, что вы делаете, то нияма фокусируется на том, кем вы являетесь. И, как это бывает, вы и есть то, что вы делаете!

Созерцание ямы

Понимание ямы на языке обычного человека будет просто «ваше поведение в окружающем вас мире». Поскольку речь идет о вашем взаимодействии с внешним миром, 5 ям называются «социальными ограничениями» или «социальной этикой» йога.

Социальная йога

Яма учит нас вырабатывать в себе привычку сдержанности в своих действиях и стремлению к правильному поведению.

Мудрец Патанджали положил яму в самое основание 8 ветвей. На пути к достижению чудесных способностей с помощью йоги первая проблема, с которой вы столкнетесь, — это ваши умственные недостатки. Ваша неуверенность, ваши обязательства, ваши страхи, ваши привязанности и так далее. И так бывает, все они являются следствием одного-единственного недостатка: отсутствия самоограничения. Яма научит вас этому сдерживанию и освободит ваш разум, чтобы принять путешествие, которое может предложить йога.

Читайте также: Чакры человека — как они влияют на нас?

Теперь давайте поговорим о каждой из 5 ям.

1. Ахимса – ненасилие

Ахимса, или ненасилие, заключается в том, чтобы не причинять вреда. Эта конкретная яма учит нас сдерживать не только насильственные действия, но и насильственные мысли и слова. Иногда грубое оскорбление может причинить больше страданий, чем удар под дых. Так и жестокие мысли, хотя и не проявляются в действии, могут принимать форму пассивной агрессии, сеющей хаос в жизни.

Малыш с ягненком

Ахимса по праву является первой ямой, так как это аксиоматический принцип, лежащий в основе всех моральных предписаний.

Сама концепция морали основана на учете благополучия других. И когда вы думаете о благополучии, вы, по сути, думаете о том, как не причинять вреда.

Например, в асанах, где вы, возможно, чувствуете напряжение, на самом деле вы не наносите вреда своему здоровью.

Точно так же вы заметите, что каждая часть йоги являет своей природой принцип ненасилия.

Вот почему от йога ожидается в первую очередь развить чувство ахимсы или ненасилия в сердце, прежде чем углубляться в другие практики йоги, что просто означает «любовь ко всем существам».

2. Сатья – истина

Считается, что правдивость — одна из величайших добродетелей. Однако неложный аспект есть намного больше, чем мы его обычно понимаем. Истина — это принятие реальности вещей и той роли, которую они играют в нашем духовном развитии.

Будда

В более осязаемом смысле, 2-я яма, сатья, не дает вам вводить других в заблуждение словами, не соответствующими действительности. Наверняка вы заметили, введение других в заблуждение также является формой причинения вреда или насилия. Поэтому правдивость основывается на идеалах ненасилия. Вы можете практиковать сатью по-настоящему только тогда, когда вы ярый последователь ахимсы.

Как добродетель, сатья также играет важную роль в вашем внутреннем благополучии. Ничто из того, что вы делаете, думаете или говорите, не ускользает от вашего ума.

Естественно, каждый раз, когда вы лжете, это оставляет след в вашем подсознании. Со временем это посеет семена, которые помешают вам смотреть на себя честно. В какой-то момент окажется, что вы лжете не только другим, но и себе.

3. Астея – неворовство

Неворовство в значительной степени говорит само за себя, однако эта яма также включает в себя отсутствие алчности. В конце концов, когда вы жаждете чужой собственности, вы в конечном итоге крадете ее.

Парень с рюкзаком

Воровство не обязательно является материалистической концепцией. Украсть можно идею или отношения.

Обратите внимание: когда вы крадете, вы берете то, что принадлежит другому, и начинаете использовать это как свое собственное.

Естественно, в этом случае вы считаете своим то, что изначально не ваше. 

Это своего рода ложь самому себе: несоответствие реальности тому, что объект, отношение или идея находятся за пределами вашей способности владеть.

Воровство вредно и себе, и другим. И чтобы практиковать неворовское отношение, вам нужно развивать в себе ненасилие и правдивость. 

4. Брахмачарья — сексуальное воздержание или моногамия

Брахмачарья может иметь разные уровни определения, но в своей простейшей форме — это уважение ваших границ. Для йогов и йогинь, практикующих холистическую йогу в уединении, Брахмачарья означает полное воздержание от сексуальной активности. Согласно йога-сутрам, сексуальные действия вызывают эмоциональную привязанность и, как следствие, эмоциональные страдания. Таким образом, полное воздержание является для них единственно верным решением.

Однако для людей, живущих в обществе, абсолютная практика воздержания невозможна. Здесь нужна относительная практика, которая предполагает воздержание от сексуальной активности до брака. А после брака следует поддерживать только моногамную сексуальную связь.

Пара влюбленных

Еще раз, если вы посмотрите на ядро ​​этой ветви, вы найдете идеалы всех предыдущих ветвей в основе.

Воздержание до брака — это всего лишь способ защитить мужчин и женщин от эмоционального страдания на случай, если отношения разладятся.

Это является принципом не причинения вреда.

Полигамный образ жизни также чреват эмоциональными травмами.

Средства, позволяющие избежать такой травмы, также по существу не причиняют вреда.

В полигамной любовной жизни вам часто придется лгать своим партнерам, а также себе. А когда у вас есть внебрачная связь, вы в некотором роде крадете право на исключительность у своей жены. Как вы можете видеть, брахмачарья нуждается в возвышенной реализации ахимсы, сатьи и астеи.

5. Апариграха – несобственничество

Апариграха — это то, что мы называем в современном мире благотворительностью. Это отказ от необходимости обладать и активное участие в обмене и содействии. Как только вы освоите апариграху, вы автоматически освоите первую часть ямы.

Благотворительность

Излишне говорить, что, будучи последней ямой, практика апариграхи требует освоения всех предыдущих четырех частей. Менталитет непричинения вреда (ахимса) помогает вам осознать, что чем больше вы набрасываетесь, тем больше вы отнимаете у кого-то из неимущих (астея).

Вы поймете, что накопление даже на 1 грамм больше, чем вам нужно, в конечном итоге причиняет вред кому-то другому. Когда вы будете практиковать правдивость (сатья), вы примете тот факт, что ваша накопительская природа негативно влияет на благополучие общества.

Практикуя отсутствие алчности, вы перестанете мечтать о материальных благах. Вы поймете, что счастье приносит не обладание, а отдача. Накопление большего, чем вам нужно, является в некотором роде кражей чужой доли.

И, наконец, ограничения, связанные с сексуальной и супружеской деятельностью, помогут вам развить несобственничество в отношении эмоциональных, интеллектуальных и физических потребностей. Таким образом, апариграха является естественным результатом выполнения всех предыдущих четырех ям.

Созерцание Ниямы

Нияма — это вторая ступень. Данная практика начинается после того, как вы успешно освоите первую ступень. Хотя не обязательно овладевать ямой перед практикой Ниямы. Так уж получилось, что все восемь частей йоги взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Таким образом, вы можете практиковать яму и нияму одновременно. То, что вы не можете, так это полностью игнорировать яму и переходить к нияме.

Человек наедине с собой

Нияму можно назвать частным случаем ямы. Джордж Фейерштейн, современный исследователь йоги, утверждал: «Яма — это то, что человек делает, когда другие смотрят, а нияма — это то, что человек делает, когда другие не смотрят». 

Теперь давайте рассмотрим 5 ниям.

1. Шауча – чистота тела и ума

Хотя «чистота» — это буквальный перевод слова шауча, она охватывает намного большую часть этой сущности. В индуизме понятие элементарной чистоты считается почти синонимом чистоты. Индуистские священники совершают регулярные ритуальные омовения как важную часть своего духовного развития.

Однако в современном понимании шауча включает в себя более широкий спектр элементов.

Помимо основных факторов здоровья и гигиены, чистота вашего рациона также является важной частью. А чистая диета – это питательная диета с минимумом токсичных элементов.

Такая диета поможет вам всегда быть в прекрасной физической форме.

В сочетании с другими позитивными практиками она будет поддерживать организм в хорошем состоянии.

Обмен веществ, гормональная активность и другие функции, необходимые для вашего физического и психического благополучия, придут в норму.

Говоря о благополучии, мы можем сразу же связать его с не причиняющим вреда качеством практики чистоты. С чистым разумом и телом вы не нанесете вреда ни себе, ни другим. Таким образом, можно сказать, что чистоту можно эффективно практиковать только тогда, когда вы познакомились с идеалами ямы.

2. Сантоша – удовлетворение

Сантоша — это просто довольствоваться тем, что имеешь. С точки зрения богатства, отношений, интеллекта, способностей, внешности и даже здоровья. Когда вы действительно удовлетворены тем, что имеете, вы будете счастливы. Мастерство сантоши поможет вам избавиться от большинства психических оков, таких как тревога и депрессия.

Довольный ребенок

Спокойный ум необходим, если вы стремитесь к интеллектуальному развитию. На самом деле, и для других частей йоги, таких как асаны, пранаяма и пратьяхара, вам потребуется спокойный и собранный ум.

Ямы снова окажутся незаменимыми в достижении сантоши. Если у вас есть алчность, жадность и собственничество, удовлетворение будет ускользать от вас. Кроме того, нечистый ум и тело являются средой обитания различных болезней, которые будут мешать вашему здравомыслию и, естественно, вашему удовлетворению.

3. Тапас — самодисциплина

Самодисциплина — это то, что гармонично связывает ваши мысли с вашими действиями. В этой практике вы сознательно отказываете своему уму и телу в аморальных потворствах и отвлечениях.

Женщина медитирует

Самодисциплина — очень сложная практика, и обязательно нужно овладеть всеми 5 ямами. Вам нужно будет иметь действительно важные цели в жизни, которые будут постоянно мотивировать вас придерживаться своего пути. И практика ямы поможет вам развить необходимое мировоззрение.

Как это бывает, тапас может истощать тело и ум. Нездоровому человеку будет трудно идти в ногу с требовательной природой самодисциплины. Таким образом, вам понадобится практика двух предыдущих ниям, чтобы сохранить ум и тело спокойными и здоровыми.

Читайте также: Мягкая йога: стили, преимущества и практика, чтобы начать!

4. Свадхьяя – самообучение

Со свадхьяя-ниямы вы начнете свой путь к просветлению и интеллектуальному освобождению. Свадхьяя или самообучение — это часть, которая учит вас размышлять и анализировать. Поймите, что совершенство находится только в теории, но не на практике. В своей повседневной жизни и даже во время практики восьми ступеней вы совершите множество ошибок.

Книги

Самостоятельная работа научит вас размышлять над своими ошибками, анализировать их, а затем исправлять.

Элемент свадхьяи поможет вам изучить себя и со временем стать лучше. Кроме того он фокусирует ваше внимание на необходимости чтения для приобретения новых знаний.

Еще раз, вам понадобятся все ранее подчеркнутые практики для успешного самообучения. Вам нужно будет освободиться от умственных отвлекающих факторов, и вам потребуется психическое здоровье, чтобы удерживать и обрабатывать информацию.

И тогда, наконец, вы должны будете иметь внутри себя тенденцию, не причиняющую вреда, чтобы делать правильные выводы.

5. Ишварапранидхана – посвящение Господу

Последний элемент ниямы — сложный, особенно в трудные времена, когда люди часто говорят: «Бог умер». В обществе, где вера в божественность устаревает, Ишварапранидхана может быть трудным для понимания идеалом. Однако это не аннулирует этот элемент. На самом деле, это просто делает всё более последовательным.

Монах в медитации

В обществе, где страх Божий был важным элементом, это определение имело смысл. Овладение ямой и ниямой может наделить практикующего огромными способностями.

Однако человек, в котором преобладают отрицательные тенденции разума, может стать носителем великого разрушения. И история, и мифология полны таких примеров. Посвящение всей практики Господу было единственной нитью, которая могла удерживать йога на пути добра. Однако сама по себе ишварапранидхана является достаточно сильной добродетелью, чтобы посвятить ей свою практику.

Это делает реализацию ямы и всех других моральных предписаний еще более важным. Вы должны глубоко чувствовать важность того, чтобы быть хорошим, вносить свой вклад, не причинять вреда. Каждая яма и каждая нияма, если их освоить, могут заставить вас поверить в актуальность всеобщего благополучия. Посвятите свои способности служению добру и благополучию вселенной. В современном смысле это и может быть определением Ишварапранидханы.

Input your search keywords and press Enter.