Сантоша — вторая Нияма: значение и способы практики

Сантоша — вторая Нияма

Мы, люди, как цивилизация, опустились очень низко с точки зрения этики и морали. Мы пронизаны коррупцией и сгораем от жадности. В результате мы бездумно разделили наше общество на фракции привилегированных и неимущих. И мы чрезмерно эксплуатировали природные ресурсы до грани истощения. Коренной причиной этого порочного круга коррупции является врожденное чувство недостаточности глубоко внутри нас; неспособность ценить то, что у нас есть, и бесконечное стремление к большему.

Универсальное решение всех подобных зол – самодостаточность. Довольство – это искусство, которое учит ценить все, что у вас есть, и быть довольным этим. Йога как образ жизни включает в себя удовлетворение в своей основной форме, т.е. Сантошу.

С точки зрения практики, Сантоша напрямую связана с нашим чувством желания. Практика Сантоши – это контроль над своими желаниями, а состояние Сантоши – это отсутствие желаний. Таким образом, эта йогическая практика в основном направлена ​​на тренировку нашего ума оставаться непоколебимым при отвлекающих факторах желаний. А когда обучение Сантоше завершено, ум становится непоколебимой скалой перед желаниями.

«Есть довольство и покой, когда пламя духа не колеблется на ветру желания».

БКС Айенгар

Что такое Сантоша?

Сантоша – это вторая Нияма, которая в практическом смысле представляет собой сознательное развитие умения принимать текущую ситуацию с удовлетворением.

Удовлетворенность

Санскритское слово «сантоша» образовано путем добавления префикса «сам» (что означает «полностью») к корневому слову «тоша» (что означает «удовлетворение»). Таким образом, в буквальном смысле Сантоша означает «полное удовлетворение» или «абсолютное удовлетворение». Некоторые другие санскритские слова, используемые как синонимы Сантоша, – это тушти, сантушти и трипти.

Сантоша как концепция предполагает, что наша работа над состоянием удовлетворения может сознательно регулироваться независимо от внешних факторов.

Однако проблема в том, что концепция Сантоши резко контрастирует с нынешними тенденциями жадности и коррупции. Наши желания стали бесконечными и сложными. Таким образом, следовать за Сантошей становится все труднее. Но реальность такова, что Сантоша – единственная ступень между нашим бесконечным поиском счастья и истинной внутренней радостью.

Хотя не следует путать принимающую природу Сантоши со слепым принятием. Практика не пропагандирует принятие гнилые элементы нашего существования. Проблемы нашего существования должны быть решены, но решение приходит только с осмысленным принятием ситуации.

Читайте также: Эфир: один из 5 элементов панча-таттвы

Означает ли принятие ситуации ничегонеделание?

Идея довольства иногда может привести к лени и отсутствию амбиций.

Моральная суть, основанная на Яме и Нияме, позволит провести практическую оценку реальности, что в дальнейшем поможет отличить осмысленное принятие от слепого принятия. Можно сказать, что слепое принятие является результатом поверхностной оценки реальности. А осмысленное принятие является результатом дальнейшей углубленной оценки той же самой реальности.

Например, жадность широко распространена в обществе, поэтому принимать существование жадности как нечто неизбежное и позволять ей быть – это слепое принятие. Если же оценивать существующую жадность с точки зрения этических норм, то обнаружится, что причина жадности безосновательна, и это будет осмысленным принятием.

Физическая практика йоги

В йоге, практикуя асаны, мы часто теряем терпение и выталкиваем ум и тело за их пределы. К сожалению, это причиняет вред или химсу. Это подходящая возможность практиковать Сантошу.

Мы должны оценивать нашу практику асан и смотреть, где мы находимся и чего достигли. Надо довольствоваться прогрессом и не стоит рисковать получить травму, но при этом надо стремиться улучшать те области, которые можно улучшить с комфортом. Таким образом, в физической практике йоги Сантоша поддерживает прекрасное равновесие между принятием и продвижением.

Это равновесие нужно искать и в общем в жизни, соблюдая Сантошу. Мы должны быть довольны и удовлетворены своим физическим состоянием и материальным имуществом, но без вреда для себя стремиться к расширению нашего физического, умственного и духовного благополучия.

Достоинства Сантоши

Все Ямы и Ниямы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако два Яма, в частности, имеют очень прямую связь с Сантошей, Астейей и Апариграхой. Астейя – это добродетель, которая строит не воровство или не стяжательство. Коренной причиной воровства является жадность, которая опять-таки является прямым результатом первобытного чувства внутренней нехватки. Это чувство внутренней нехватки также можно интерпретировать как неудовлетворенность. Таким образом, Астейя и Сантоша с точки зрения практики напрямую влияют и приносят пользу друг другу.

То же самое и с Апариграхой, что означает отсутствие собственности. Апариграха относится к непривязанности к материальным, физическим, эмоциональным и интеллектуальным благам. Мы снова формируем отношение к вещам, людям, эмоциям или мыслям, от которых мы зависим. Это чувство зависимости также развивается из-за внутренней неудовлетворенности. Будучи не в состоянии оставаться довольным тем, что у вас есть, вы зависите от другого источника своего счастья. Таким образом, практики Апариграхи и Сантоши взаимовыгодны.

Как практиковать Сантошу?

Практику Сантоши можно разделить на разные категории, но все они все равно будут согласовываться с основной идеей ценить все, что у нас есть. Практика Сантоша будет трудной и потребует много сознательных усилий. И эта практика сознательного усилия на самом деле подготовит ваш ум к обучению аскезе, следующей Нияме, Тапасу.

Как практиковать Сантошу
  • Будьте благодарны. Научитесь быть благодарным за все, что у вас есть. С точки зрения физического здоровья, финансового имущества, отношений, эмоциональных взаимодействий и интеллектуальных способностей.
  • Цените природу. Мы выживаем, потому что природа обеспечивает нас. Научитесь ценить природные ресурсы земли и ценность других живых существ рядом с нами.
  • Вкладывайте больше. В мир, где правят доходы, личная выгода и успех, попытайтесь внести изменения, привнеся блаженство благотворительности и вклада в общество. Пусть ваша рука будет рукой, которая исцеляет ваше окружение.
  • Живите настоящим. Чтобы ценить то, что у вас есть, вам нужно сосредоточиться на настоящем. Прошлое полно привязанностей, а будущее полно желаний, если вы запутаетесь в одном из двух, настоящее навсегда ускользнет от вас.
  • Составьте список благодарностей. Запишите все вещи в своей жизни, за которые вы чувствуете благодарность. Это вызовет подсознательное напоминание об осознании.
  • Взаимодействуйте с природой. Природа слишком велика и обширна, но вы можете выбрать несколько конкретных видов деятельности, связанных с природой, и cделать их частью своей жизни.
  • Практикуйте Сантошу на коврике. Не спешите совершенствовать свою асану. Довольствуйтесь уровнем, которого достигли ваш разум и тело, и медленно работайте над прогрессом.

Читайте также: 8 способов увеличить энергию праны

Преимущества практики Сантоша

Преимущества практики Сантоша

Сантоша – ваш верный путь к духовности. В индийском эпосе «Махабхарата» говорится, что «Сантоша – высочайшее небо, Сантоша – высшее блаженство». Таким образом, достижение Брахмана можно рассматривать как высшее благо Сантоши, хотя на пути к Сантоше человек получает несколько других преимуществ:

  • Благополучие всех творений. Довольный собой разум не жаден и, естественно, не вредит своему окружению.
  • Экологическая стабильность. Самодовольный ум не жаден и у него нет потребности обладать. Таким образом, он не стремится бездумно потреблять земные ресурсы.
  • Отсутствие боязни. Страх развивается из отсутствия желаемого. Желаемое становится таковым, когда мы к нему привязываемся. По мере достижения чувства самодостаточности привязанность к чему-либо исчезает, а вместе с ней и весь страх.
  • Свобода от стресса и беспокойства. Без жадности и коррупции разум свободен от всех негативных мыслей и эмоций, которые являются основными причинами стресса и беспокойства.
  • Освобожденный ум. Освобожденный ум у того, кто полностью осознает реальность. Чтобы достичь чувства самодостаточности, придется много раз оценивать действительность. К тому времени, когда человек достигнет Сантоши, реальность станет совершенно ясной.
  • Усиленные нервные функции. Оценка реальности и постоянное неприятие желаний потребуют значительной концентрации, сосредоточенности и познания. Улучшение этих качеств, следовательно, улучшит работу нервной системы в общем.
  • Телесные улучшения. Стресс и нервные расстройства вызывают многие биохимические и нейроэндокринные нарушения. А это еще больше нарушает многие биологические функции в организме. Сантоша устраняет большинство физических нарушений, связанных со стрессом и нервами.

Ссылка на Священные Писания

Внутренняя удовлетворенность

Упанишады индуизма связывают Сантошу с самореализацией и внутренней радостью. В них говорится, что счастье случайно, поэтому мудрые не жаждут его. Мудрые стремятся к Сантоше, состоянию, свободному от всех земных привязанностей и объединенному с универсальным сознанием.

Индуизм как религия также включает концепцию Сантоши в свою систему верований. В Бхагавадгите Господь Шри Кришна утверждает, что Сантоша – это одна из его собственных божественных черт, проявляющихся в людях, и люди, проявляющие эту черту, очень дороги самому Господу.

В Бхагавадгите также говорится, что человек, упорно отвергающий желания, обретет покой. В Ману Смрити обнаруживается, что Сантоша является первопричиной счастья. А противоположность Сантоши – коренная причина несчастья. Таким образом, можно понять, что для большинства людей счастье мимолетно, потому что им не удалось достичь полного внутреннего удовлетворения. Как только Сантоша достигнута, счастье становится вечным.

Индуизм в совокупности также предполагает, что Сантоша постоянно поддерживает внутреннюю удовлетворенность, независимо от внешних колебаний, и всегда сохраняет внутреннее спокойствие и в счастье, и в горе.

Input your search keywords and press Enter.